Одной из основных и самых частых ошибок родителей является стремление спрятать, подавить или проигнорировать негативные эмоции своих детей. «Веди себя прилично», «мужчины не плачут», «помолчи» — эти расхожие фразы заставляют детей думать, что злиться и чувствовать гнев — плохо и недопустимо. Что тот, кто так делает — не достоин любви мамы и папы. И дети начинают бояться «плохих» чувств и подавлять их.
Все мы рождаемся с качествами, которые невозможно воспитать. Их можно только натренировать через подавление чувств. Как и делает в какой-то момент ребёнок, который вынужден отказаться от них в обмен на любовь и лояльность значимых для него взрослых.
Однако ограниченный в проявлении таких базовых чувств, как страх, агрессия, боль, ребёнок автоматически учится сдерживать их парные качества-«двойники»: удовольствие, любовь, доверие. Что приводит к проблемам уже в более взрослом возрасте, когда подавленные в детстве качества не дают нам проявлять любовь, чувствовать доверие и получать удовольствие.
Почему так происходит, и какие чувства представляют эти самые пары?
В телесно-ориентированной терапии существует разделение эмоций на пары, где под каждой негативной подавлена позитивная: ГНЕВ — ЛЮБОВЬ, СТРАХ — ДОВЕРИЕ, БОЛЬ — УДОВОЛЬСТВИЕ. Так происходит, потому что хоть эти чувства и имеют разный гормональный фон, но мышечно-дыхательный механизм у них одинаковый. И когда изо дня в день ребёнок тренируется сдерживать «плохие» чувства, формируется так называемый мышечный панцирь, который был впервые описан психотерапевтом Вильгельмом Райхом — наше тело, по сути, используется для того, чтобы душа не была ранена повторно..
И пока мы не высвободим или не проработаем негативную составляющую эмоций, нам не добраться к противоположному полюсу, где находятся любовь, доверие и удовольствие.
Автор: Татьяна Иванова, психолог
https://vk.com/stronghappywomen
https://www.facebook.com/stronghappywomen/
https://www.instagram.com/stronghappywomen/
https://www.youtube.com/channel/UCwFhPBC8VHRLkcHBvNyJn4A/videos