Roberto Lai часами рассматривал три старых полароидных фото. Тёмные, тусклые и явно плохого качества: в полумраке на газетах статуя лежащего жеребёнка или оленёнка, тело обнимают большие хищные лапы. А присмотревшись, стала заметна небольшая голова с клювом, который впился в бок добычи. Скульптура явно неполная и разбита со всех сторон. На третьем фото непонятные вещи, скорее всего части украшения. И всё это лежит в багажнике автомобиля. Роберто сразу понял, что эти фото, как раз для него! Ведь он - детектив в Охране Культурного Наследия.
На полароид часто снимали чёрные копатели для будущих клиентов. Показывали правдивость существования артефактов. Фото попали в руки полиции аж в 1987г., и многие правоохранители безуспешно пытались найти скульптуру. Но вскоре случилось невероятное! Престижный музей в США выставил экспонат, очень похожий на тот, что ищет Lai. Но, чтобы вернуть его на Родину в Италию, требовалось доказать страну находки. А это казалось практически нереальным. Ведь путь археологических ценностей от копателя до музея состоит из сложной, длинной цепочки дилеров и занимает десятки лет.
⠀
Специфика работы детектива Lai подразумевает тесное общение с воровским миром. Особая «дружба» была с известным расхитителем гробниц Savino Berardi. В лучших традициях фильмов про аферистов: Berardi всё время "убегал", а Lai "догонял". Парочка отлично знала друг друга, встречаясь в судах. В течение нескольких лет Roberto спрашивал у Savino, знает ли тот что-нибудь о скульптуре с фото. Но вор клялся, это не его работа.
В 2002г. Lai и Berardi снова встретились. Расхититель выглядел неважно: всегда блестящий взгляд потускнел, лицо похудело и побледнело. Savino признался, что неизлечимо болен и скоро умрёт. Со слезами на глазах, он тихо прошептал: "Теперь я готов рассказать тебе свою тайну."
⠀
Он сознался: лично нашёл статую и у него есть необходимые доказательства, чтобы вернуть её в Италию. Дело в том, что чёрные копатели откалывают от артефакта кусочек для дальнейшего шантажа покупателя: "Плати ещё и никто не узнает о твоих покупках на чёрном рынке!" От нашей статуи Berardi тоже немножко отколол...
"Я был молод, азартен и полон надежд найти что-то особое, древнее, что всколыхнёт мир археологии. В 1975г. поздним вечером я отправился с подельником в район Ascoli Satriano. Это было известное место древних гробниц, хотя рядом уже строили завод по переработке мусора. Копнул землю и вдруг она провалилась, а я увидел огромную тёмную дыру под ногами. Посвятив фонариком, понял: я нашёл что-то грандиозное. Быстро спустил небольшой канат, глубина оказалась около 4‑х метров. Когда спустился сам, то было ощущение будто сижу на электрическом стуле, так меня затрясло."
Когда Savino Berardi начал свой рассказ, у детектива Roberto Lai мурашки побежали по телу и он почувствовал прилив адреналина.
"Вокруг стояли вазы из прекрасного белого мрамора. Огромная статуя Аполлона, предметы быта. Но больше всего меня поразило другое: в тёмном углу стоял большой белый сосуд, обвитый золотыми листьями плюща. Я понял, что нахожусь в древнем храме и это церемониальная чаша. Когда же повернулся в другую сторону, то потерял дар речи: самое прекрасное, что я когда-либо видел! Скульптура IVв. до н.э. времён Македонского!! Высотой почти метр и длиной почти полтора. Изящная лань припала к земле, а с двух сторон в неё впились два грифона с телами львов и головами дракона, украшенными красными гребнями. Грифон слева нежно обвивает своей шеей шею лани, чтобы укусить. Их большие крылья с голубыми перьями смотрят вверх, и последнее, что видит умирающее животное - эти самые невероятные крылья...
Я спохватился, ведь нужно было как-то поднимать добро наверх. Специального подъёмника не было, да и потолок в любой момент мог рухнуть. Ничего не оставалось, как разрубить скульптуру на части. Отрубая крылья и разрубая пополам грифонов, у меня подступали слёзы. Это был очень тяжелый момент. За несколько ночей всё удалось забрать. Я довольно быстро пристроил вазы местному скупщику. За грифонов он не хотел платить хорошую цену. В 1976г. нашёлся покупатель, а в 1985г. музей купил их за 5.5 мл $. Я оставил себе несколько осколков мрамора. Эти предметы и станут доказательством, что статуя родом из Италии. Но их изъяли несколько лет назад во время обыска. И где они сейчас неизвестно. Roberto, ищи где-то в архивах полиции!"
Для начала, Lai поднял личное дело Berardi, а оно было внушительным, пришлось долго искать именно тот обыск и адрес, куда направили улики. Оказалось, отделение с изъятым давно закрыли, а архив перевезли в какой-то контейнер для складирования. Найдя контейнер, Roberto пришёл в отчаянье: горы документов и коробок занимали огромную площадь, возвышаясь над головой. Мало того, всё было в ужасающем состоянии: плесень и крысиные зубы. После нескольких дней чихания, стало известно: нужная коробка находится в Риме, Lai тут же рванул. Но в хранилище её не нашли. Да, что ж такое! Один сотрудник вспомнил, как относил какой-то хлам на чердак и бросил там в углу. Ура! Это были 19 кусков! Когда влажной тряпкой с них стёрли пыль, свет от драгоценного мрамора рассеялся вокруг разноцветными отблесками!
Долгое время велось расследование. Наконец-то было доказано, что мрамор грифонов и мрамор осколков - идентичен на 99.9%. В 2007г. Музей США, боясь за свою репутацию, решил вернуть скульптуру Италии. Круг замкнулся! Сейчас это удивительное сокровище хранится в музее Ascoli Satriano, где и было найдено. Однажды пасмурным вечером, детектив решил навестить своего друга Savino Berardi. Но супруга сказала, что тот уже умер. Lai очень расстроился и вспомнил последние слова: положив руку на плечо, Savino сказал:"Я знаю, что совершил немыслимое преступление. Но, не хочу умирать с этим грузом на сердце. Пожалуйста, верни грифонов домой". Roberto выполнил обещание.
Видео из музея Вы можете посмотреть здесь.
Спасибо за внимание. Если статья понравилась, то ставьте лайк, пишите комментарии, я с удовольствием с Вами пообщаюсь.
Прочитать ещё статьи о сокровищах можно здесь
#Сардиния Где спрятано сокровище
#сокровище короля Алариха