Найти тему
Справочник кинопижона

Когда одного режиссера мало: феномен киноантологий

Оглавление

Фильм-антология - достаточно распространенный способ создания кино. Если говорить совсем просто, то киноантология представляет собой сборник короткометражек, снятых разными режиссерами на заданную тему. Это может коллективное кино об 11 сентября или признание в любви какому-то городу ("Париж, я люблю тебя"). Может быть признанием в любви к кинематографу вообще, например, "У каждого свое кино". Это может быть и жанровый киноальманах. Особенно часто антологии встречаются в жанре хоррор, например "Сумеречная зона" (фильм 1983 года) или азиатские "Три экстрима" (2004). Второй по популярности жанр - комедия. Можно вспомнить "Нью-йоркские истории" Скорсезе-Аллена-Копполы или не нуждающиеся в представлении "Четыре комнаты". Все эти работы объединяет один принцип - они состоят из нескольких короткометражных фильмов, каждый из которых снят отдельным режиссером.

Первые киноантологии появились еще в 30-х, но характер массового явления они приобрели в 50-х и 60-х в Европе, что связано с бумом европейского авторского кино. Что логично, так как смысл антологий в том, что на одну и ту же тему высказываются авторы с разным взглядом.

7 киноантологий, вошедших в историю кино

Вождь краснокожих и другие (O. Henry's Full House), 1952, режиссеры - Генри Хэтэуэй, Говард Хоукс, Генри Кинг, Жан Негулеско, Генри Костер

Хотя антологии пользовались большей популярностью в Европе, чем в Голливуде, одним из самых ярких примеров подобного кино в 50-х стала экранизация нескольких новелл О'Генри. За каждую из которых отвечал отдельный режиссер.

Любовь в городе (L'amore in città), 1953, режиссеры - Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Альберто Латтуада, Карло Лиццани, Франческо Мазелли, Дино Ризи, Чезаре Дзаваттини

-2

Один из первых альманахов социальной направленности, когда перед приглашенными режиссерами ставилась задача не развлечь зрителя, а высказаться на злободневную тему.

Любовь в двадцать лет (L'amour à vingt ans), 1962, режиссеры - Франсуа Трюффо, Анджей Вайда, Марсель Офюльс, Синтаро Исихара, Ренцо Росселини

-3

1960-е были временем новых волн практических во всем мире, что повлекло за собой популярность киноантологий, некоторые из которых имели международный характер. Так, в этом фильме объединены 5 короткометражек на тему любви в 20 лет, снятые французом, поляком, немцем, японцем и итальянцем.

Париж глазами шести (Paris vu par...), 1965, режиссеры - Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жан Душе, Эрик Ромер, Жан Руш, Жан-Даниэль Полле

-4

За 42 года до знаменитой антологии "Париж, я люблю тебя" вышла другая коллективная работа, режиссеры которой смотрели на столицу Франции с самыми разными эмоциями. Что примечательно, трое из шести имеют прямое отношение к феномену французской новой волны, остальные трое - были к ней крайне близки.

Далеко от Вьетнама (Loin du Vietnam), 1967, режиссеры - Ален Рене, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Клод Лелуш, Крис Маркер, Уильям Кляйн, Йорис Ивенс

-5

Еще одна совместная работа, снятая режиссерами ассоциирующимися с французской новой волной. Но на этот раз к ним примкнул абсолютный классик документального кино Йорис Ивенс. Как не трудно понять из названия, кино остроактуальное и политическое.

Три шага в бреду (Histoires extraordinaires), 1968, режиссеры - Федерико Феллини, Луи Маль, Роже Вадим

-6

Известная киноантология, снятая арт-режиссерами и принадлежащая жанру хоррора. Феллини, Маль и Вадим? заручившись поддержкой самых модных актеров поколения, экранизируют три новеллы Эдгара Аллана По. В результате получалась одна из самых прославленных совместных киноработ в истории.

Германия осенью (Deutschland im Herbst), 1978, режиссеры - Райнер Вернер Фассбиндер, Александр Клюге, Эдгар Райц и еще 7 постановщиков

-7

Документальная антология, снятая крупнейшими режиссерами немецкой новой волны (не хватает только Херцога и Вендерса). Посвящена смертному приговору пяти членами "Фракции Красной Армии" в ФРГ.