Помповое ружье, помпа, помповик, гладкоствольное длинноствольное многозарядное ружье с перезарядкой подвижным цевьем. Такие ружья многим знакомы по фильмам. Некоторые ими владеют и есть даже целые объединения, клубы почитателей какой-то одной марки или просто моделей этого типа. Я одна из тех, кто не только владеет несколькими помповыми ружьями, но и искренне любит их.
А ведь не так давно – для многих «помпа» ассоциировалась сугубо с насосом для воды. Попробуем вспомнить, как так получилось, что насос ружьем стал.
С чего начинается Рооооодина?.. То есть… помпа на этой самой Родине.
В СССР типаж гладкоствольного оружия был специфичен. И все оружие имело сугубо охотничью направленность. Наиболее распространенные, дешевые, легкие по весу и простые для понимания потомки ЗК (Златоуст Казанского) - курковой одностволки. Потом двуствольные горизонталки и вертикалки. ЦКИБовские разработки тульского разлива - болтовик МЦ 20 и полуавтомат МЦ 21-12. Рассверленные до 32-го и 28-го калибра винтовки Бердана, Мосина и Маузера. И нечасто встречающиеся разношерстые иномарки, прибывшие в страну путями интересными и загадочными.
Первыми ласточками новомодного образца стали даже не заокеанские модели, нет. Чуть больше полувека назад, во времена дружбы еще нестарого дедушки Лёни с дядюшкой Шарлем. Когда из каждого утюга Марк Бернес пел про задумчивый голос Ива Монтана. Франция стала и недолго оставалась довольно близкой и доступной для советского человека. Ближе многих других стран и уж куда доступнее заокеанских Штатов. Не то, чтобы вот так запросто - подхватил плащ и чемодан и отправился плевать с Эйфелевой башни на головы беспечных парижан, нет. Ездили, летали или ходили на судне все больше те, у кого работа позволяет – им оно стало проще. И привозили, понятное дело, всякое. Кто духи, кто шиньон с пеньюаром. Кто жену да стихи с песнями – «Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже». А кто и ружье – люди разные.
Так вот прибыл в Союз знакомый MF Saint-Etien 1965 года выпуска. (О нем я непременно напишу). Но это были единичные случаи и редчайшие образцы. Их было немного.
Как же так получилось, что тоненький, едва заметный ручеек через четверть века стал широкой рекой, а после второй четверти почти иссяк?
Ближе к концу 80- х, когда серп и молот еще встречался на каждой денежке и у рубля было еще 14 названий – в стране на все голоса, отовсюду орали про катастройку, ээээ….виновата, про перестрофу. И явственно ощущался запах перемен. И как то незаметно появились видеосалоны, вход в которые стоил этот самый рубль.
Какие в то время были культовые фильмы? «Коммандо» и «Терминатор» со Шварцнегером, «Кобра» со Сталлоне. "Робокоп". И в каждом из этих фильмов непременно появлялись незнакомые советскому человеку образцы ручной стрелковки - помповые ружья. Те самые помпы. Это было красиво – герой лязгает цевьем, клиенты падают, гильзы звякают, стены рушатся. Здорово, хочу-хочу-хочу, дайте! Две!
И неудивительно, что с открытием границ в страну хлынул поток всевозможного импорта – многие постарались обзавестись такой штуковиной, от которой даже кибернетический организм модели Т-800 приходит в замешательство.
Это ж помповик, дорогие россияне. Зарядов без счету – где пять, а где и восемь патронов затолкать можно. Дергай да дергай цевье, понимаешь – пока магазин не опустеет. Вот такая загогулина!
Одни названия чего стоят! Ррррремингтон, Винчесссссстеррр, Мосссссссберг, Маверрррррик. Рычат, шипят – стало быть, злобствуют.
Глядя на весь этот карнавал – и наши заводы бросились вдогон, стараясь вписаться в рынок. Иж-81, ТОЗ-194, вятскополянский Бекас. Даже ЦКИБ отличился, выпустив Рысь, которая по конструкции была ближе к авиапушке, чем к классической помпе. И обрела прямо таки нездоровую любовь как в России так и за ее пределами.
Как и с любым новым и нетипичным видом, в использовании помповых ружей было не все просто и гладко, как казалось изначально.
Не успев появиться, помповые ружья были тут же овеяны легендами. Легендой про недопустимость использования патронов с отечественными пулями и/ или гильзами с короткой юбкой, про вред отечественных капсюлей.
Все эти легенды лишь отчасти имели под собой основания. В трубчатом магазине патроны расположены по принципу «хвост к голове». И если пуля - отечественная «Стрела» с выступающим носом, то этот выступающий над закруткой нос пули при перезарядке может прийтись аккурат в капсюль следующего патрона. Бада-бум! Большой бада-бум!
Хотя с теми же плоскими Майерами или глубоко спрятавшимися в гильзу Вятками да Полевами – ничего подобного произойти не могло.
Короткая юбка. Наши отечественные патроны долгое время не имели других юбок. И так получалось, что после выстрела некоторые гильзы саморазбирались. Этим страдали поздние Байкаловские и ранние Рекордовские гильзы. Поскольку элементы конструкции гильзы собирались в единое целое одной только тугой посадкой. И на силовое извлечение гильзы из патронника экстракторами - были не очень то и рассчитаны. Зубы выбрасывателей исправно цепляли гильзу за рант и извлекали из патронника только шляпку со стреляным капсюлем.
Пластиковая втулка исчезала где-то в недрах ствольной коробки, а пластиковая же трубка гильзы премило оставалась в патроннике. Гром-палка превращалась просто в палку. Надо было снимать ствол и выцарапывать остатки патрона.
Но это проблема не в короткой юбке. Это проблема в упавшем качестве изготовления гильз. И нерасчетном способе извлечения - у двустволок гильзы выдвигаются широким экстрактором или вышвыриваются чуть менее широким эжектором. В полуавтоматах - при извлечении гильзы в стволе еще есть избыточное давление - которое помогает гильзе сделать это побыстрее.
А у помповиков все по другому. Два выбрасывателя тянут за закраину, шляпка совсем немного деформируется, ослабляя хват. И гильза саморазбирается.
Короткая юбка - ветреный нрав, что сделаешь?
Теперь про капсюли. В середине 90-х масса готовых отечественных патронов снаряжалась капсюлями Жевело-Н из биметалла, а не из сплава на основе латуни. Биметалл, если кто забыл – это фольга из малоуглеродистой стали, плакированная томпаком. Из нее изготавливают большую часть оболочек отечественных нарезных пуль, да и гильзы тоже. До того в капсюле Жевело корпус был латунным, а стальным – только внутренний стакан, в который упиралась чашка с праймером. А в 90- е пришел черед капсюлей полностью из стали. Материал изготовления проверить легко – латунный корпус со стальным стаканом магнитится едва-едва, а биметалл прилипает к магниту намертво. А еще цвет: латунь традиционно желтая, а биметалл – цвета меди.
И биметаллические капсюли получились куда жестче традиционных. И не всякий иностранный УСМ мог с ними справиться. Особенно, если учесть, что абсолютное большинство помповиков не имеет плавного спуска. И пружина ударника должна быть жесткой настолько, чтобы выдерживать холостые спуски. Импортному капсюлю остаточной энергии удара было достаточно, чтобы сработать штатно. А наши отзывались непониманием – а что это, собственно, было? Приходилось повторить. Нетрудно щелкнуть по капсюлю еще раз, когда в руках двустволка бескурковая. Переломил, взвел да еще раз на спуск. Или того проще – курковка. Взводи курки, да щелкай, пока не надоест.
С помповиком приходилось выбрасывать патрон из патронника, а потом подбирать его с пола. Или искать в траве. А бывало у некоторых – патрон выкинул. Он об камень грюкнулся капсюлем, да выстрелил. Понятное дело, что не убьет. Но неприятно, знаете ли. Да и в ушах потом звенит целый день.
Этими легендами умело пользовались продавцы оружейных магазинов, втюхивая клиентам недешевые импортные патроны. Их надо было как-то продавать. И как-то мотивировать это дело.
А еще необыкновенной популярностью стала пользоваться картечь. 8,5 мм, девять свинцовых шаров в патроне, по три в ряд. Крупные свинцовые шары эффектно блестели через прозрачный пластик гильз и ласкали взор владельца своим грозным видом. Даже более грозным, чем пуля.
Новая, незнакомая система заряжения-разряжения – понятной и доступной в освоении оказалась не для всех.
Если взвести УСМ, дернув цевье назад-вперед – курок будет взведен.Соответственно, цевье встанет мертво. Препятствуя выстрелу при не полностью закрытом затворе. И понятное дело, цевья не передернуть – хоть тяги согни. Народ злился, колотил об капризную железину кулаком, железиной об колено, обо все подряд. Заклинила, проклятущая!
А патрон то в патроннике. И курок взведен. И предохранитель включить никто не догадался. Потом выстрел абы куда и – о чудо! Всё снова работает исправно. И все живы.
А то, что около спусковой скобы кнопа специально для перезарядки есть – об этом позабыли. Хуже нет, когда не знал, да еще и позабыл. А и надо то – надави кнопу,потяни за цевье да извлеки патрон из патронника. Чего проще.
А некоторые разряжали свой модный помповик дерганьем цевья и прогоном через патронник всего содержимого магазина. Во что патроны превращались через несколько таких разряжений – было больно смотреть. Хотя известно, у любого что помповика, что полуавтомата - вся автоматика держится на двух остановах и лотке подавателя.
Что тут думать? Залезь пальцем в зарядное окно ствольной коробки. Найди останов, прижми его пальцем к стенке коробки да поймай ладонью патрон, выщелкнутый пружиной магазина. И прижимай до тех пор, пока подавателя не увидишь.
И еще такой смешной момент. У Маверика 88 и Моссберга 500 - болт крепления ствола к подствольному магазина потерять невозможно. Он намертво присобачен к стволу.
А вот у Винчестеров и Ремингтонов – отдельная крышка. И как показывал опыт – эта крышка терялась в числе первых. Особенно, когда надо саморазобравшуюся гильзу из патронника достать.
С отечественными изделиями тоже было не все гладко. ИЖ-81 получился какой-то непрочный и ненадежный. Какой работал годами без нареканий, а какой и вовсе, хоть лопни - не выстрелишь.
ТОЗ-194 с составной ствольной коробкой: верх стальной, низ дюралевый, страдал чрезвычайно слабым креплением единственной тяги в цевье. Когда заканчивались патроны и затвор вставал на затворную задержку народ продолжал упрямо тянуть. И все тянули, и главком… Тож тянул. Как результат – цевье, оторванное от тяги.
БЕКАС получился неплохим, но вышел поздновато – в 97-м, к шапочному разбору. Да и начали с 16-го калибра, к тому времени сдававшего свои позиции.
А вот РЫСЬ – да. С ней угадали. Правда, у РЫСИ все наоборот - подствольный магазин над стволом, цевье для перезарядки надо двигать сначала вперед, а потом назад, вместе со стволом. А у магазина такая крышка, что вот так запросто с ней и не справишься.
Я не знаю как так получилось, что помповые ружья уже не тренде. Наверное, народ убедился, что охоты помповики не очень, а для самообороны… Законодательство у нас не то.
Вот и получается, что помповики удел тех немногих, кто уже не «кузьмич», но еще не «тактикульщик».