В некотором роде весь жанр фэнтези происходит из огромного числа мифов, созданных на протяжении существования человечества. Силы природы, смерть, болезни, смена дня и ночи – все это приобретало для наших предков смысл через богов и чудовищ, истории о которых дошли до нас в виде мифов. Сегодня я предлагаю поговорить о книгах, где мифы и легенды разных народов Земли приобретают реальность.
В таком узком смысле мифологическое фэнтези – это книги, в которых реальные факты и исторические персонажи соседствуют с мифологическими сюжетами и героями, которые не менее реальны. Здесь боги (Зевс, Один, Перун и др.) действительно вмешиваются в жизнь людей, в мире существуют кентавры, гарпии и прочие мифические существа, а герои могут спуститься в Царство мертвых.
Один из распространенных сюжетов последнего времени – конфликт нескольких мифологических традиций, когда за господство над миром сражаются боги и герои из мифов разных народов. Хороший пример – это «Американские боги» Нила Геймана, где древние боги (Чернобог, Зоря, Анубис, Ананси и др.) сталкиваются с современными (Техномальчик, Медиа, Мистер Мир), а на карту поставлена судьба всего человечества. На примере Новых богов Гейман поднимает интересный вопрос о том, как возникают боги: например, вера людей в технический прогресс привела к появлению Техномальчика.
Основные характеристики мифологического фэнтези:
- уровень магии – высокий. Почти каждый персонаж, который не является человеком, будет иметь магический, сверхъестественный или мистический дар;
- глубина проработки мира – низкая. Как правило, авторы используют общие знания об истории описываемого периода, восполняя пробелы выдумкой. Зачастую попросту используется наше время, в котором действуют боги и мифические существа (как в цикле «Перси Джексон» Рика Риордана);
- степень проработки персонажей – изменяется в зависимости от сюжета и количества персонажей. Авторы могут лучше раскрыть мир богов, и тогда люди выглядят не более чем пешками. Но чаще всего боги очеловечиваются и упрощаются (что в общем-то соответствует мифический традиции), а персонажи-люди смотрятся более проработанными;
- уровень сложности сюжета – средний. В подобных книгах редко встретишь лихо закрученные сюжеты (например, очевидно, кто выиграет Троянскую войну), но читателя может привлечь игра с разными смыслами хорошо знакомых мифов;
- уровень насилия – чаще всего низкий, не выходит за пределы мифа.
Что можно почитать в жанре мифологического фэнтези?
- «Диомед, сын Тидея» (Андрей Валентинов). Отличный образец отечественного мифологического фэнтези, который дает новую интерпретацию Троянскому циклу. Здесь показано противостояние богов из разных эйдосов (Египет/Греция/Азия), объясняется, почему Трою осаждали целых 10 лет, нашлось место даже для нашествия народов моря. Чувствуется, что автор хорошо изучил этот исторический период, да и в целом интересно следить за известными по мифам персонажами, чьи поступки приобретают новую, убедительную мотивацию.
- «Ахейский цикл» (Генри Лайон Олди). Здесь затрагивается не только история Троянской войны (с точки зрения другого участника – Одиссея), но и предшествующая арка греческих мифов – подвиги Геракла. В Древней Греции идет противостояние между Олимпом и Тартаром, люди готовы бросить вызов власти богов, а порядок пытается поддерживать команда героев, которая останется в веках под именем «Геракл». Потому что боги решили – герой должен быть один.
- «Троя» (Дэвид Геммел). Извиняюсь, что сегодня у нас много Троянского цикла, но эту трилогию тоже не могу обойти в примерах. Если в предыдущих книгах много философии, что не каждому читателю по душе, то эта история написана в приключенческом стиле и читается значительно легче. Здесь мы на стороне троянцев, потому что главный герой – троянский царевич Эней, который раз за разом вступает в противоборство с коварными планами Агамемнона и его приспешников – греческих героев. Всем, кому нравятся красочные сражения и политические интриги – добро пожаловать в эту «Трою».
- «Дипломированный чародей» (Лайон Спрэг де Камп). У нас много Древней Греции в примерах, поэтому напоследок отмечу вот этот юмористический цикл, главный герой которого, математик Гарольд Ши, попадает в разные мифологические миры: Скандинавия накануне Рагнарока, мир финских легенд – Калевалы, мир ирландских мифов. Пользуясь современными знаниями, он выдает себя за колдуна, а порой ему удается сотворить и настоящие заклинания!
👉 Кому противопоказано мифологическое фэнтези? Всем, кто не интересуется мифологией. Ну а всем, кто увлекается мифами или ищет их новую интерпретацию – добро пожаловать!
Поделитесь в комментариях, какие книги в стиле мифологического фэнтези Вам понравились :)