Найти тему
ПроФэнтези

Мифологическое фэнтези

Оглавление

В некотором роде весь жанр фэнтези происходит из огромного числа мифов, созданных на протяжении существования человечества. Силы природы, смерть, болезни, смена дня и ночи – все это приобретало для наших предков смысл через богов и чудовищ, истории о которых дошли до нас в виде мифов. Сегодня я предлагаю поговорить о книгах, где мифы и легенды разных народов Земли приобретают реальность.

Цикл о Перси Джексоне - пример мифологического фэнтези (фото www.tbivision.com).
Цикл о Перси Джексоне - пример мифологического фэнтези (фото www.tbivision.com).

В таком узком смысле мифологическое фэнтези – это книги, в которых реальные факты и исторические персонажи соседствуют с мифологическими сюжетами и героями, которые не менее реальны. Здесь боги (Зевс, Один, Перун и др.) действительно вмешиваются в жизнь людей, в мире существуют кентавры, гарпии и прочие мифические существа, а герои могут спуститься в Царство мертвых.

Один из распространенных сюжетов последнего времени – конфликт нескольких мифологических традиций, когда за господство над миром сражаются боги и герои из мифов разных народов. Хороший пример – это «Американские боги» Нила Геймана, где древние боги (Чернобог, Зоря, Анубис, Ананси и др.) сталкиваются с современными (Техномальчик, Медиа, Мистер Мир), а на карту поставлена судьба всего человечества. На примере Новых богов Гейман поднимает интересный вопрос о том, как возникают боги: например, вера людей в технический прогресс привела к появлению Техномальчика.

Персонажи сериала "Американские боги", Техномальчик - слева (фото www.comingsoon.net).
Персонажи сериала "Американские боги", Техномальчик - слева (фото www.comingsoon.net).

Основные характеристики мифологического фэнтези:

  • уровень магии – высокий. Почти каждый персонаж, который не является человеком, будет иметь магический, сверхъестественный или мистический дар;
  • глубина проработки мира – низкая. Как правило, авторы используют общие знания об истории описываемого периода, восполняя пробелы выдумкой. Зачастую попросту используется наше время, в котором действуют боги и мифические существа (как в цикле «Перси Джексон» Рика Риордана);
  • степень проработки персонажей – изменяется в зависимости от сюжета и количества персонажей. Авторы могут лучше раскрыть мир богов, и тогда люди выглядят не более чем пешками. Но чаще всего боги очеловечиваются и упрощаются (что в общем-то соответствует мифический традиции), а персонажи-люди смотрятся более проработанными;
  • уровень сложности сюжета – средний. В подобных книгах редко встретишь лихо закрученные сюжеты (например, очевидно, кто выиграет Троянскую войну), но читателя может привлечь игра с разными смыслами хорошо знакомых мифов;
  • уровень насилия – чаще всего низкий, не выходит за пределы мифа.
Брэд Питт в роли Ахиллеса, "Троя" (2004) (скрин www.youtube.com).
Брэд Питт в роли Ахиллеса, "Троя" (2004) (скрин www.youtube.com).

Что можно почитать в жанре мифологического фэнтези?

  1. «Диомед, сын Тидея» (Андрей Валентинов). Отличный образец отечественного мифологического фэнтези, который дает новую интерпретацию Троянскому циклу. Здесь показано противостояние богов из разных эйдосов (Египет/Греция/Азия), объясняется, почему Трою осаждали целых 10 лет, нашлось место даже для нашествия народов моря. Чувствуется, что автор хорошо изучил этот исторический период, да и в целом интересно следить за известными по мифам персонажами, чьи поступки приобретают новую, убедительную мотивацию.
  2. «Ахейский цикл» (Генри Лайон Олди). Здесь затрагивается не только история Троянской войны (с точки зрения другого участника – Одиссея), но и предшествующая арка греческих мифов – подвиги Геракла. В Древней Греции идет противостояние между Олимпом и Тартаром, люди готовы бросить вызов власти богов, а порядок пытается поддерживать команда героев, которая останется в веках под именем «Геракл». Потому что боги решили – герой должен быть один.
  3. «Троя» (Дэвид Геммел). Извиняюсь, что сегодня у нас много Троянского цикла, но эту трилогию тоже не могу обойти в примерах. Если в предыдущих книгах много философии, что не каждому читателю по душе, то эта история написана в приключенческом стиле и читается значительно легче. Здесь мы на стороне троянцев, потому что главный герой – троянский царевич Эней, который раз за разом вступает в противоборство с коварными планами Агамемнона и его приспешников – греческих героев. Всем, кому нравятся красочные сражения и политические интриги – добро пожаловать в эту «Трою».
  4. «Дипломированный чародей» (Лайон Спрэг де Камп). У нас много Древней Греции в примерах, поэтому напоследок отмечу вот этот юмористический цикл, главный герой которого, математик Гарольд Ши, попадает в разные мифологические миры: Скандинавия накануне Рагнарока, мир финских легенд – Калевалы, мир ирландских мифов. Пользуясь современными знаниями, он выдает себя за колдуна, а порой ему удается сотворить и настоящие заклинания!
Концепт-арт к игре Assassin's Creed Odyssey (www.creativeuncut.com).
Концепт-арт к игре Assassin's Creed Odyssey (www.creativeuncut.com).

👉 Кому противопоказано мифологическое фэнтези? Всем, кто не интересуется мифологией. Ну а всем, кто увлекается мифами или ищет их новую интерпретацию – добро пожаловать!

Поделитесь в комментариях, какие книги в стиле мифологического фэнтези Вам понравились :)