Найти тему
Skillbox

Фильмы-катастрофы: как эпические проекты эпично проваливались

Квентин Тарантино учился делать кино по старым лентам из видеопроката. Насмотренность действительно помогает лучше ориентироваться в драматургии и развивает вкус. Но наладить организационные процессы она не поможет.

Неужели научиться ремеслу продюсера можно только на собственном болезненном опыте? Не совсем. Полезно не только совершать ошибки — но и учиться на чужих. В Голливуде есть масса примеров катастрофического продакшна. Давайте рассмотрим скандальные истории, сделаем выводы и разберёмся, как же всё-таки начать делать крутые видео.

Источник гифки: explainyourbusiness.com
Источник гифки: explainyourbusiness.com

Ключевые решения должен принимать один человек

В восьмидесятых вселенная «Чужих» была одним из главных кинофранчайзов. Сначала Ридли Скотт снял культовый научно-фантастический хоррор об одиночестве в космосе. Затем Джеймс Кэмерон переизобрёл серию и сделал из неё масштабный боевик. Студия решила ковать железо, пока горячо. И запустила в производство триквел.

Пре-продакшн затянулся на 4 года. На этом проблемы не кончились. Так, студия построила дорогие декорации ещё до появления сценария — и в итоге историю нужно было к ним приспособить. Режиссёр-дебютант Дэвид Финчер пришёл с амбициями и горящими глазами. Но «20-й век Фокс» не доверял молодому специалисту — и замучил его постоянными правками, вмешательством в процесс и пересъёмками.

Финчер настолько разочаровался в проекте, что ушёл из него ещё до начала монтажа. Результат разочаровал не только съёмочную команду, но и поклонников вселенной. Сюжет третьей части полностью отличался от того, что происходило в выпущенном ранее трейлере.
Финчер настолько разочаровался в проекте, что ушёл из него ещё до начала монтажа. Результат разочаровал не только съёмочную команду, но и поклонников вселенной. Сюжет третьей части полностью отличался от того, что происходило в выпущенном ранее трейлере.

Недоверие и спешка продюсеров уничтожили перспективную картину. У Финчера было своё видение истории, но он так и не смог его воплотить. Лиц, принимающих решения, было слишком много — и каждый хотел внести свою лепту в триквел. Ничего хорошего из этого не вышло.

При подборе команды тщательно подходите к выбору режиссёра. А в процессе съёмок доверьтесь его видению. Постоянные правки и отход от первоначального плана повредят целостности истории.

Любому проекту нужны ограничения

Творческая свобода помогает режиссёру воплотить свои идеи. Но её избыток может сработать в минус проекту.

После успеха «Охотника на оленей» Майкл Чимино стал одним из главных режиссёров в мире. Студия United Artists была готова профинансировать проект его мечты. Им должны были стать «Врата рая» — вестерн о столкновении иммигрантов и богатых американцев в Вайоминге.

Амбиции и размах Чимино не знали пределов. Он тратил сотни дублей на одну сцену и задерживал процесс, только чтобы дождаться появления в кадре подходящего облака. Уничтожал дорогие декорации и отстраивал их заново. В итоге бюджет увеличился в четыре раза, а на руках у Чимино было больше 220 часов материала
Амбиции и размах Чимино не знали пределов. Он тратил сотни дублей на одну сцену и задерживал процесс, только чтобы дождаться появления в кадре подходящего облака. Уничтожал дорогие декорации и отстраивал их заново. В итоге бюджет увеличился в четыре раза, а на руках у Чимино было больше 220 часов материала

В контракте между студией и режиссёром был отдельный пункт, который не позволял отстранить Чимино от съёмок. United Artists загнали себя в угол: дали гению реализовать проект своей мечты и отказались от всех ограничений. Они не предполагали, чем для студии обернётся полная свобода режиссёра-мегаломана.

Лента с бюджетом в 44 миллиона долларов собрала всего 3,5 миллиона. И вышла из проката уже через неделю. Причиной стало отсутствие внятного сюжета и полное неприятие как со стороны публики, так и критики. После этого United Artists много лет не выпускала заметных картин, а Майкла Чимино перестали воспринимать всерьёз.

Спустя 30 лет на Венецианском фестивале показали режиссёрскую версию картины. Критики и публика пересмотрели свой взгляд на «Врата рая». Возможно, её статус и место в истории однажды изменятся. Но продюсеры навсегда усвоили урок главного фильма Майкла Чимино: доверяй, но проверяй. И не заключай контрактов, который не дают тебе права влиять на процесс съёмок.

Не снимайте в тяжёлых условиях

Дискомфорт на площадке губил сотни проектов и даже угрожал жизням команды.

Большая часть съёмок малоизвестного фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» проходила под водой. Сам режиссёр чуть не утонул, пока выстраивал кадр. А актёры Эд Харрис и Мэри Элизабет Мастрантонио были близки к нервному срыву из-за психических и физических нагрузок, обусловленных съёмками под водой.

Релиз «Бездны» — история со счастливым концом. Но создание фильма или видео — тяжёлый процесс сам по себе. Не стоит создавать дополнительные сложности и подвергать опасности команду
Релиз «Бездны» — история со счастливым концом. Но создание фильма или видео — тяжёлый процесс сам по себе. Не стоит создавать дополнительные сложности и подвергать опасности команду

Тем более что в случае с видеопроизводством на кону часто стоят большие деньги.

Действие амбициозной картины Кевина Рейнольдса «Водный мир» почти полностью разворачивается на воде. Звучит захватывающе, но на деле съёмочный процесс обернулся колоссальными трудностями. Доставить актёров, декорации и команду в море оказалось дорого и трудно.

Из-за проблем с логистикой бюджет фильма раздулся со 100 миллионов до 175. Результат того не стоил: самая дорогая картина 1995 года получилась сумбурной и не отбила потраченные средства. Спустя десятилетия к картине стали относиться лучше — но негативного влияния «Водного мира» на карьеры Кевина Рейнольдса и Кевина Костнера не отменить
Из-за проблем с логистикой бюджет фильма раздулся со 100 миллионов до 175. Результат того не стоил: самая дорогая картина 1995 года получилась сумбурной и не отбила потраченные средства. Спустя десятилетия к картине стали относиться лучше — но негативного влияния «Водного мира» на карьеры Кевина Рейнольдса и Кевина Костнера не отменить

Любой продюсер приходит в видеопроизводство для того, чтобы воплощать проекты своей мечты. Но создавать фильмы для вечности выходит нечасто. Большинство работ продюсеры делают только для того, чтобы остаться на плаву. Наверняка вы тоже хоть раз окажетесь в такой ситуации. Не отчаивайтесь. Коммерческие проекты — возможность набить руку и заработать на комфортную жизнь.

Проведите первые съёмки под руководством наставника

Где его найти? На курсе «Основы видеопроизводства» от Skillbox.

Вы разберётесь, как правильно и эффективно продюсировать съёмки, сможете монтировать видео на профессиональном уровне. Научитесь:

  • Управлять вниманием и эмоциями зрителя.;
  • Писать сценарии: описывать персонажей и создавать сюжетные конфликты.;
  • Организовывать съёмки: подбирать актёров, искать локации для съёмок, составлять смету и план видеопроизводства.;
  • Собирать продакшн-команду.;
  • Заниматься постпродакшном.;
  • Наглядно представлять будущий проект команде и инвесторам —: описывать идею, делать аннотацию, подбирать референсы по визуальному стилю, локации и актёрам.
Автор курса Павел Пунтус — режиссёр рекламных роликов и коммерческих видео, продюсер с опытом съёмок музыкальных клипов и кино в США и Мексике. Он поделится интересными инсайдами из личного опыта и подскажет, с чего начать свой путь в видеопроизводстве
Автор курса Павел Пунтус — режиссёр рекламных роликов и коммерческих видео, продюсер с опытом съёмок музыкальных клипов и кино в США и Мексике. Он поделится интересными инсайдами из личного опыта и подскажет, с чего начать свой путь в видеопроизводстве

По окончании обучения вы разработаете собственный видеопроект: клип, рекламу или короткий метр. Под руководством куратора доведёте работу до релиза: напишете синопсис и сценарий, соберёте команду, проведёте съёмки и постпродакшн. А в конце защитите работу на онлайн-показе и добавите её в портфолио.

Хочу снимать ролики!

Тогда скорее приступайте к обучению. Тем более, что сейчас в Skillbox проходит новогодняя распродажа — курс можно купить со скидкой до 60%! Всего через 6 месяцев вы станете в профессионала и сможете самостоятельно снимать крутые видеоработы. Главное: не повторяйте ошибок героев нашей статьи 😎

Листайте ниже и записывайтесь на курс с выгодой!