Найти в Дзене
Мехвод

БТ-2 советский метеор

Оглавление

30 декабря 1929 года в Северо-Американские Соединённые Штаты прибыла советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. Халепским. Задачей комиссии было знакомство с передовыми образцами бронетанковой техники их закупка. Комиссию заинтересовали танки конструктора Дж. У. Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков и демонстрировал рекордные показатели скорости . Советской комиссии Кристи предложил усовершенствованный танк M1940.

Поначалу перспектива закупки танка вызывала большие сомнения, поскольку танк не входил в советскую систему вооружений.

В итоге 28 апреля 1930 года был подписан договор, на продажу СССР двух танков M1940 с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс. 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков M1940 в СССР.

14 марта 1931 года начались показы танка представителям командования РККА. Танк произвёл благоприятное впечатление. Одно время планировалось развернуть его производство на заводе «Большевик», но он был перегружен заказами, а Харьковский паровозостроительный завод, после отмены заказа на Т-24, оказался свободен. В итоге БТ решили производить в Харькове.

Первое боевое применение БТ -2

Впервые БТ-2 приняли участие в боевых операциях в ходе Польского похода Красной армии ("Освободительный поход" в Западную Белоруссию и Западную Украину) в сентябре 1939 г, однако использовались они ограниченно, поскольку танковые бригады, как отдельные, так и корпусного подчинения, уже были укомплектованы современными БТ-7. Но БТ старых типов имелись на вооружении в танковых полках кавалерийских дивизий.

Зато в Советско-финской войне (30 ноября 1939 г. - 13 марта 1940 г.) принимало участие много устаревших танков (в том числе и БТ-2), так как к боевым действиям привлекали танковые части тыловых военных округов, укомплектованные машинами из учебно-боевого парка.

В июне 1940 г. все БТ-2 было решено оставить "как учебный парк до полного износа". На 1 июня 1941 г. на вооружении РККА числилось 580 линейных танков БТ-2, из которых 366 были на ходу и использовались в войсках в качестве учебных машин, 119 требовали среднего, а 30 - капитального ремонта; оставшиеся танки применялись лишь как учебные стенды.

С началом боевых действий все эти учебные машины, как пушечные, так и пулемётные, были поставлены в строй и активно участвовали в приграничных сражениях в составе танковых и моторизованных дивизий механизированных корпусов на всех фронтах.

Большая часть этих устаревших и сильно изношенных танков была быстро потеряна в боях, так, в 24-й танковой дивизии на 24 июля 1941 г. уже не было ни одного исправного БТ-2. Помимо всего прочего, в частях ощущалась острая нехватка 37-мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Но и БТ-2 наносили урон врагу - так, 20-я танковая дивизия 9-го мехкорпуса, имевшая на вооружении 33 учебных и сильно подержанных танка БТ-2 и БТ-5, 24 июня 1941 г. атаковала части немецкой 13-й моторизованной дивизии у местечка Клевань на Украине. Несмотря на то, что со слабо бронированными и легковооруженными танками нельзя было вступать в открытый бой, 20-я танковая дивизия смогла остановить продвижение немцев, хотя и ценой потери всех своих БТ.

БТ-2

-2

БТ-5

-3

БТ-7

-4

ТТХ ( БТ-2 )

  • Экипаж: 2 человека
  • Боевая масса: 11,3 т.
  • Габариты:
  • Длина корпуса: 5350 мм
  • Ширина корпуса: 2230 мм
  • Высота: 2160 мм
  • Клиренс: 350 мм
  • Толщина брони:
  • Лоб: 13мм.
  • Борт: 13мм.
  • Корма: 10 мм.
  • Крыша: 10 мм.
  • Днище: 6 мм.
  • Башня – 13 мм во всех проекциях.
  • Двигатель:
  • L-12 «Либерти» или М-5-400
  • Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
  • Движитель:
  • Гусеничный или колесный ход
  • Максимальная скорость:
  • На гусеничном ходу – 52 км/ч.
  • На колесном ходу — 72 км/ч.
  • Запас хода:
  • На колесном ходу: ~200 км.
  • На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
  • Преодоление препятствий:
  • Угол подъема: 42
  • Высота стенки: 0,55 м.
  • Ширина рва: 2 — 2,5 м.
    *разные источники дают значения в этом диапазоне
  • Глубина брода: 1 м