30 декабря 1929 года в Северо-Американские Соединённые Штаты прибыла советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. Халепским. Задачей комиссии было знакомство с передовыми образцами бронетанковой техники их закупка. Комиссию заинтересовали танки конструктора Дж. У. Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков и демонстрировал рекордные показатели скорости . Советской комиссии Кристи предложил усовершенствованный танк M1940.
Поначалу перспектива закупки танка вызывала большие сомнения, поскольку танк не входил в советскую систему вооружений.
В итоге 28 апреля 1930 года был подписан договор, на продажу СССР двух танков M1940 с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс. 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков M1940 в СССР.
14 марта 1931 года начались показы танка представителям командования РККА. Танк произвёл благоприятное впечатление. Одно время планировалось развернуть его производство на заводе «Большевик», но он был перегружен заказами, а Харьковский паровозостроительный завод, после отмены заказа на Т-24, оказался свободен. В итоге БТ решили производить в Харькове.
Первое боевое применение БТ -2
Впервые БТ-2 приняли участие в боевых операциях в ходе Польского похода Красной армии ("Освободительный поход" в Западную Белоруссию и Западную Украину) в сентябре 1939 г, однако использовались они ограниченно, поскольку танковые бригады, как отдельные, так и корпусного подчинения, уже были укомплектованы современными БТ-7. Но БТ старых типов имелись на вооружении в танковых полках кавалерийских дивизий.
Зато в Советско-финской войне (30 ноября 1939 г. - 13 марта 1940 г.) принимало участие много устаревших танков (в том числе и БТ-2), так как к боевым действиям привлекали танковые части тыловых военных округов, укомплектованные машинами из учебно-боевого парка.
В июне 1940 г. все БТ-2 было решено оставить "как учебный парк до полного износа". На 1 июня 1941 г. на вооружении РККА числилось 580 линейных танков БТ-2, из которых 366 были на ходу и использовались в войсках в качестве учебных машин, 119 требовали среднего, а 30 - капитального ремонта; оставшиеся танки применялись лишь как учебные стенды.
С началом боевых действий все эти учебные машины, как пушечные, так и пулемётные, были поставлены в строй и активно участвовали в приграничных сражениях в составе танковых и моторизованных дивизий механизированных корпусов на всех фронтах.
Большая часть этих устаревших и сильно изношенных танков была быстро потеряна в боях, так, в 24-й танковой дивизии на 24 июля 1941 г. уже не было ни одного исправного БТ-2. Помимо всего прочего, в частях ощущалась острая нехватка 37-мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Но и БТ-2 наносили урон врагу - так, 20-я танковая дивизия 9-го мехкорпуса, имевшая на вооружении 33 учебных и сильно подержанных танка БТ-2 и БТ-5, 24 июня 1941 г. атаковала части немецкой 13-й моторизованной дивизии у местечка Клевань на Украине. Несмотря на то, что со слабо бронированными и легковооруженными танками нельзя было вступать в открытый бой, 20-я танковая дивизия смогла остановить продвижение немцев, хотя и ценой потери всех своих БТ.
БТ-2
БТ-5
БТ-7
ТТХ ( БТ-2 )
- Экипаж: 2 человека
- Боевая масса: 11,3 т.
- Габариты:
- Длина корпуса: 5350 мм
- Ширина корпуса: 2230 мм
- Высота: 2160 мм
- Клиренс: 350 мм
- Толщина брони:
- Лоб: 13мм.
- Борт: 13мм.
- Корма: 10 мм.
- Крыша: 10 мм.
- Днище: 6 мм.
- Башня – 13 мм во всех проекциях.
- Двигатель:
- L-12 «Либерти» или М-5-400
- Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
- Движитель:
- Гусеничный или колесный ход
- Максимальная скорость:
- На гусеничном ходу – 52 км/ч.
- На колесном ходу — 72 км/ч.
- Запас хода:
- На колесном ходу: ~200 км.
- На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
- Преодоление препятствий:
- Угол подъема: 42
- Высота стенки: 0,55 м.
- Ширина рва: 2 — 2,5 м.
*разные источники дают значения в этом диапазоне - Глубина брода: 1 м