Для начала небольшое необходимое пояснение. Это не связная рецензия, тут собрано несколько публикаций в соцсетях, сделанных сразу после премьеры спектакля "Превращение" Кафки. Спектакль был поставлен режиссёром Данилой Андреевым при поддержке Елены Громовой (свет), Дарьи Угрехелидзе (звук), Надежды Раховой и Любови Яковишиной (костюмы). Ну и блистательные актёры, воплотившие всё это на сцене:
Грегор Замза - Павел Фартуков
Грегор-Жук - Дмитрий Лопатин
Отец - Юрий Куприянов
Мать - Светлана Егорова
Грета, сестра Грегора - Юлия Лукьяшко
Управляющий - Павел Симонов
Служанка - Сергей Карпович
Трое квартиросъёмщиков - Ринат Мифтяхов, Павел Симонов, Денис Иноземцев
Ну и все остальные люди Театра "Вернадского 13", без которых этот спектакль был бы невозможен.
Жил-был обычный советский (зачёркнуто) восточно-европейский коммивояжёр Грегор Замза, жил себе и жил, и даже местами неплохо жил,бедно, конечно, но со смыслом. А чем обычно заканчиваются игры со смыслом? Тем, что однажды утром герой просыпается в своей постели, а он и не герой вовсе, а непонятно что. Так, насекомое...
День начинался так хорошо! Прекрасная юная дева, дружная семья, завтрак, всё обстоятельно и чрезвычайно добропорядочно. Но как сказано в древних книгах, если что-то может пойти не так, что-то пойдёт не так.
"Не так" всегда начинается с визита работодателя... И ладно бы как брандмейстер Битти к Монтегу, просто за поговорить, пусть и с угрозой, но тут всё по-взрослому, с криком, взыванию к демократическим ценностям и *лёгким обкомовским матерком*(зачёркнуто) прочими увещеваниями и поучениями.
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
*****
Нет, конечно это из другой сказки и на самом деле всё было совсем не так. Но как бы то ни было, родственники унасекомленного Грегора Замзы были... как бы так сказать... не совсем рады происходящему.
Я бы мог и дальше писать к фотографиям со спектакля такие же в меру циничные и в меру ехидные комментарии, но нет, как уже говорилось раньше, тут всё по-взрослому. И смотреть как на глазах стареет мать и как чернеет лицо отца... Это страшно даже на сцене, не говоря уже о реальной жизни.
Что такое человек и что такое чудовище? И насколько быстро человек превращается в чудовище? Те, кто говорили что "человеком можно оставаться в любых обстоятельствах" просто не бывали в шкуре - нет, в хитиновом панцире Грегора Замзы.
А как быть, когда рядом уже совсем не тот человек, который был раньше, это уже не брат и даже не человек? Сколько так можно выдержать? Я не знаю. Не знаю...
Чем же закончилась вся эта история? Ничем особенным, всё как обычно, эта история закончилась смертью. Собственно, этим заканчивается любая история, просто кто-то умирает до того, как в зале гаснет свет и раздаются аплодисменты благодарных зрителей, а кто-то умирает потом, и не важно с какой стороны "четвёртой стены" он был.
Отличие этой истории от какой-нибудь милой и доброй сказки как раз в неизбежности смерти. Братец Иванушка перестаёт быть козлёночком и возвращается, мёртвая царевна воскресает (интересно, в качестве кого? но это просто так, мысли не по делу), а здесь - в очередной раз скажу "всё по-взрослому" - возврата нет. Нам дают в подробностях рассмотреть процесс смерти, фантасмагоричный, гротескный и от этого вдвойне страшный. И когда смерть на время отступает в тень, все вздыхают с облегчением и радостно идут гулять. Но кто знает, за каким поворотом семейство Замза ждёт тяжёлый грузовик с отказавшими тормозами?
Слишком много фотографий и слишком много слов - не всегда удобно, но вдруг будет интересно? Тогда добро пожаловать на мой ТГ-канал "Тёмная сторона Ехидны Мау" - https://t.me/dsemau