Начало - https://zen.yandex.ru/media/id/5bb49f6113212000aa1da9f1/chto-pokazyvaiut-amerikancam-o-voine-5fd21a8ff8b0ca206d248661
5 минут 45 секунд.
Начинается самое интересное для нас: бои на северном фасе Курской дуги. Первый взгляд сразу же не оставляет нас разочарованными!
Видите портрет генерала Пухова? Примерно посередине портрета, на самом деле, должна была проходить разграничительная линия между армиями Галанина и Пухова. Основные силы 13-й армии Н.П. Пухова были на поныровском направлении, а не под Ольховаткой.
Сама картина боя 5 июля какая-то странная. Нам показывают сражение 47-го танкового корпуса немцев с нашей 15-й дивизией. Это действительно имело место, но вот куда делись 46-й, 41-й танковые и 23-й армейский корпуса немцев? Они ведь участвовали в боях с самого начала.
Надо дорисовать
Да и с нашей стороны в боях приняли участие еще 3 дивизии 13-й армии, 4 дивизии – 70-й, 1 дивизия – 48-й.
Их втиснуть очень сложно, но мы попробуем.
Какие танковые контратаки советских Т-34 обнаружили американцы 5 июля – загадка. Большие массы наших танков подошли к полю боя только ночью с 5 на 6 июля.
6 минут 36 секунд.
Следующий стоп-кадр. Советские танкисты наконец-то действительно контратакуют. Только опять как-то странно: 16-й танковый корпус генерала Григорьева сцепился с 505-м батальоном «Тигров» северо-западнее Ольховатки, хотя этот бой произошел северо-восточнее. И куда делись дивизии 47-го танкового корпуса немцев?
А вот там, где нарисовали авторы фильма, сошлись 19-й танковый корпус Васильева и 20-я танковая дивизия фон Кесселя. А основные потери в людях в тот день понес 17-й гвардейский корпус Бондарева.
6 минут 59 секунд.
15-я дивизия, по ходу дела, бессмертная. Она уже 5 дней чуть ли не в одиночку сдерживает почти всю немецкую 9-ю армию. Авторов, кажется не заботит тот факт, что дивизию вывели из боя уже через сутки после начала «Цитадели». Только дивизионная артиллерия продолжала еще некоторое время поддерживать другие части и соединения.
7 минут 14 секунд.
А вот тут авторы нарисовали линию фронта явно по глобусу. Кстати, обратите внимание: на сцене появляется 48-й танковый корпус. Это явно клон того корпуса, который наступал на южном фасе Курской дуги.
Проходят буквально три секунды и клон 48-го корпуса неслабо так продавливает оборону 70-й армии Галанина. Это когда такое было? И на какой карте авторы увидели вот этот исполинский изгиб линии фронта?
Отдельно стоит отметить генерала Конева, который с 5 июля стоит у Прохоровки.
7 минут 30 секунд.
О Коневе я сказал просто так, всуе, а тут такое завертелось… Конев отправляет Рокоссовскому неопознанные резервы для героического сдерживания 48-го танкового корпуса. Горячечный бред какой-то. Этих событий не было от слова совсем.
7 минут 37 секунд.
Наконец-то мои мучения завершились и теперь авторы начинают оттаптываться на боях в полосе обороны Воронежского фронта.
11 минут 42 секунды
Только хотел сказать заветные слова «Стоп! Снято!», но авторы оставили нам легкое послевкусие: и к 12 июля 15-я дивизия опять стоит как скала на направлении главного удара немцев. Если бы так произошло в реальной жизни, Вальтер Модель застрелился бы в 43-м.
Послевкусие
Почему же мы так внимательно отнеслись к данному ролику? Зачем разобрали? Отчего стали указывать на очевидные ошибки?
Нам хотелось показать, что большое число подписчиков и просмотров не могут уберечь от банальной безграмотности. История Великой Отечественной войны на западе, вопреки нашим представлениям, известна довольно хорошо.
После завершения Второй мировой большинство документов из немецких военных архивов перекочевало в Соединенные Штаты. Американцы крайне серьезно отнеслись к этому приобретению. Они создали полноценные исследовательские группы, которые каталогизировали и описывали немецкие документы. Вскоре началось еще и их микрофильмирование. Сегодня в большинстве западных и отечественных исследований ссылка на немецкие документы начинается со слова NARA. National Archives and Records Administration.
На основании этих документов написаны тысячи книг и статей. Часть из них переведена на русский язык. Одной только работы Романа Тёппеля вполне бы хватило для создания вменяемого фильма.
Из не переводившихся книг стоит отметить Мартина Невшемала с его подробным обзором боев под Понырями. А из справочника Франксона и Цеттерлинга можно было бы взять данные о численности немецкой группировки.
Именно по этой причине слова вроде «А мы не знали», в исполнении создателей фильма вряд ли уместны. Они взялись за работу, с которой просто-напросто не справились. А этот разбор ролика – всего лишь скромная попытка хоть как-то восстановить справедливость.Курская битва