Здравствуйте, дорогие читатели и уважаемые подписчики! Сегодня я вам расскажу о той самой легендарной подводной лодке "Комсомолец", которая пала смертью храбрых, но точных причин пока никто не знает.
АПЛ "Комсомолец" разрабатывался как Проект 685 под шифром "Плавник". Он бы единственным в своем роде, получив тактический номер К-278. Закладка началась в апреле 1978 года, а на воду спустили в мае 1983, через полгода уже вступила в строй.
Она была уникальной в своем роде, но 7-го апреля 1989 года на акватории Норвежского моря разбежался слух о гибели подводного крейсера с повышенной глубиной погружения.
Итак, с 1966-го года стояла задача представить заказчику АПЛ, которая соответствовала бы заявленным требованиям, поэтому было решено прежде всего упор сделать на легкость и при этом прочность корпуса. Металлом был выбран титан. Именно поэтому среди своих подводный крейсер назывался "золотой рыбкой".
Но свое название К-278 оправдывала, так как особенности ее строения позволяли проводить задания на глубинах, недосягаемых для радаров и оружия, где использовалось обычное взрывчатое вещество. В свою очередь, сама АПЛ была вооружена торпедными установками и крылатыми ракетами "Гранат", которые могли быть запущены с той глубины, на которой находилась субмарина, что позволяло оставаться "Комсомольцу" также необнаруженным.
Именно эту характеристику планировалось внедрять в серию АПЛ нового поколения. Так, в 1985 году Проект 685 под командованием Юрия Зеленского установили мировой рекорд, погрузившись на 1027 метров в глубину, а при всплытия, на отметке 800 метров произвели успешные учебные стрельбы болванками. Это дало право считать Советский союз лидеров с сфере глубоководных крейсеров, так как аналогов в мире не было.
Январь был ознаменован присвоением названия субмарине "Комсомолец", после чего АПЛ отправилась в очередное плавание, но уже с новым экипажем, под командованием Евгения Ванина.
Все прошло гладко, лишь по возвращении домой, когда, казалось бы, ничего не должно было произойти, как 7 апреля 89-го в 11.03, в седьмом отсеке лодки произошел пожар, когда субмарина шла на скорости 8 узлов на глубине 380 метров. Как всегда, основная версия - возгорание электропроводки.
Пожар был стремительным, унеся жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили, попытка применить ЛОХ не помогла, огонь перекинулся на 6 отсек, где также потерял свою жизнь мичман Владимир Колотилин. После этого была объявлена аварийная тревога и всплытие АПЛ, достигнув глубины 150 метров, потеряла управление. В 11.16 за счет продувки цистерн главного балласта субмарина вышла на поверхность.
Во время расследования было предположено, что все случилось из-за некомпетентности экипажа, но за весь экипаж заступился капитан 1-го ранга Коляда, который возразил тем, что при некомпетентном экипажа, лодка бы не всплыла.
Если вы думаете, что всплытием субмарины приключения у экипажа закончились, то ошибаетесь. После получения сигнала об аварии, был направлен самолет для спасения Ил-38, но территория нахождения "Комсомольца" была за пределами Советского союза - в 980-ти км от границы. Помимо самолета на помощь спешила плавбаза "Алексей Хлобыстов", но время беспощадно... да и спасательных жилетов тоже не хватало на всех.
Экипаж был уверен, что лодка не потонет, но все оказалось иначе. В 16.35 с самолетов было замечено, как "Комсомолец" стал оседать на корму, а в 16.40 была дана команда покинуть отсеки и готовиться к эвакуации.
В 17.08 К-278 ушла на дно, вместе с экипажем на борту - это были отравленные угарным газом, обессиленные и обожженные. Капитан 3-го ранга героически погиб, пытаясь обеспечить работу дизель-генератора.
Лодка тонула с бешеной скоростью, на борту остались в живых 5 человек, которые, жертвую собой спасали друг друга. Я не буду расписывать драматизм этого события, но в живых остался только мичман Слюсаренко, который впоследствии и поведал историю гибели рекордсмена.
Кстати и он стал рекордсменом, если так можно назвать, но это единственный в мире человек, которому удалось в капсуле всплыть с глубины 1500 км с тонущей лодки.
Помимо него из 69 членов экипажа спаслись еще 26 человек, остальные погибли...
А сама подводная лодка вот уже 30 с лишним лет охраняет дно Норвежского моря на глубине 1650 метров.
На этом я заканчиваю свою статью. Пишите в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
До новых встреч!