(Judge Dredd, 1995, США)
Обзор на "Судью Дредда" 2012 года - по этой ссылке.
Если задаться целью вспомнить самые несправедливо обиженные жирнобюджетные фильмы 90-х, то "Судья Дредд" Дэнни Кэннона приходит на ум одним из первых. Причём прокатное фиаско этого 90 млн. $ колосса (мировые сборы - 113 млн.) было предопределено ещё до того, как производство фильма завершилось.
Ещё на съёмочной площадке Сталлоне, волею, данной ему самому себе, пытался вносить в сценарий правки, чем зверски бесил режиссёра. Ну да ладно, всё-таки Слай и сам был уже опытный режиссёр и сценарист, поэтому вряд ли испортил бы что-то всерьёз.
Дичь грянула позже, когда картина отправилась получать от цензоров возрастные рейтинги. Где внезапно...
...Где внезапно оказалось, что в "Дредде" так много - вы не поверите! - насилия, что в Америке слабее рейтинга R ("детям до 17...") ему дать не могут. И как только его творцы, включая Сталлоне, не доказывали, что от местного "насилия" даже детсадовец не вздрогнет, цензоры были неумолимы. Дескать, хрен вам с кисточкой - мы сказали R, и никаких сусликов!
А тут ещё дистрибьютеры из Walt Disney наехали на бедных дрэддоделов. Мол, как так-то?! Мы тут в поддержку фильма вагоны детских игрушек наштамповали, а у вас плачущих детей из кинотеатров выгоняют! Вы там что, вконец берега попутали? А ну-ка бегом марш выреза́ть всю кровищу и расчленёнку, пока цензоры вам в ладоши не захлопают!
Делать нечего - взяли ножницы и стали резать по живому, дабы превратить членовредителя и убийцу Дредда в ми-мишного кукольного Кена. И много чего успели откромсать, но тут вдруг опа! - новая подлянка: сроки выхода в прокат подоспели! Жёсткие контрактные сроки, которые никак не оттянуть. А за громким чик-чиканьем ножниц все дружно позабыли, что новый рейтинг, он тоже не за пару дней присваивается.
Упс!
В итоге случился конфуз. Порезанный в угоду "детскости" аж на четверть, боевик вышел со старым взрослым рейтингом. И, конечно, облажался в прокате по полной, ибо чем ещё могла завершиться эта долбанутая бюрократическая волокита?
Впрочем, даже в таком кастр... укороченном виде "Судья Дредд" получился добротным и смотрибельным. Пускай не таким кровожадным, как одноименный боевик (2012) Пита Тревиса, но тот ведь и снят на 17 лет позже. Тогда как по меркам 90-х "Дредд" Кэннона был вполне в духе вышедшего двумя годами ранее, "Разрушителя" с тем же Сталлоне. Разве что лента Марка Брамбиллы, простите за каламбур, бомбила зрителя убойной сатирой и юмором, а Кэннон лишь эпизодически искрит иронией. Так, чтобы лишние "хиханьки-хаханьки" не испортили суровый образ законника-палача Джозефа Дредда.
История у Кэннона тоже более витиевата и драматична, чем рельсовый боевик Трэвиса, снятый по образу и подобию "Рейда".
Начать с того, что в "Дредде" 1995-го герой Сталлоне носит закрывающий верхнюю часть лица, судейский шлем не так уж много времени. Что, разумеется, было освистано фанатами оригинального комикса, но для не читавших его зрителей это было совершенно по барабану.
Да и хоть пожелай сталлоневский судья не вылезать из своего шлема, сюжет бы ему это не позволил. Ведь этот Дредд не только наводит шухер на улицах отчего Мега-сити, но и становится жертвой заговора, а затем побывает разжалованным, преступником, изгоем, даже... пищей и в других не-судейских шкурах.
Иными словами, для 95 минут, до которых был укорочен несостоявшийся блокбастер, приключений на буйные головы Дредда и его корешей хватает. Ну а вернётся ли в конце концов его башка в родную гавань каску или нет, догадайтесь сами, хотя это будет и совсем несложно.
***
В общем, не то, чтобы классика фантастического боевика, но картина всё равно известная, и не только поклонникам Сильвестра Сталлоне.
Правда, пересматривать её, в отличие от того же неувядающего "Разрушителя", ныне не шибко интересно - всё-таки с пафосом в ней явный перебор. Да и пресловутая твердолобость Дредда, возможно, уместная в комиксах, киногероя делает чересчур незамысловатым и абсолютно предсказуемым.
Хотя, конечно, по сравнению с кинокомиксятиной 21 века, тонущей в своих же испраж... спецэффектах, "Дредд" Кэннона выглядит по-ностальгически живым, а вовсе не бенчмарком для показа мощностей голливудских компьютеров.