Найти в Дзене
Мир до нас

Русская инквизиция. Безжалостная и беспощадная

Оглавление

Все наверняка слышали об ужасах католической инквизиции, об охотах на ведьм, пытках испанским сапогом и сжиганию ведьм на кострах.

Заседание Священного Синода в Петербурге 1902 год
Заседание Священного Синода в Петербурге 1902 год

Это там у них, а что у нас в родной и доброй православной церкви? Как Священный Синод боролся с инакомыслием и какие методы применял? Практика церковных тюрем в России широко применялась в монастырях, причем как в мужских так и в женских.

По состоянию на 1903 год, до упразднения института церковных наказаний императором Николаем I, на территории Российской Империи действовало 15 тюрем при мужских монастырях и 9 женских.

Фото Имеператора Николая II с премер-министром Сергеем Витте  и Митрополитом Всея Руси Тихоном 1902 год
Фото Имеператора Николая II с премер-министром Сергеем Витте и Митрополитом Всея Руси Тихоном 1902 год

По степени применения насилия к осужденным "русская инквизиция" была гораздо жёстче западной, а по степени беззакония, в современном понятии, вообще не имеет аналогов.

Давайте разбираться. До Екатерины II Великой в России вообще не существовала государственная система исполнения наказаний.

То бишь светская юстиция. Так же как и система профилактики душевных заболеваний. Сумасшедших и преступников брала под свою опеку церковь, вернее ёё монастыри.

Монахи и монахини осуществляли уход и надзор, который возлагался на них как послушание.

Фото одного из монастырских тюрем XIX век
Фото одного из монастырских тюрем XIX век

Но оставим сумасшедших в покое и посмотрим на саму систему церковной юстиции в отношении психически нормальных лиц.

Церковь имела исключительные полномочия для заключения под стражу с формулировкой "За вредный образ мыслей"

Под эту категорию можно было убирать любых неугодных Священному синоду лиц, не опасаясь никаких последствий.

Я не буду приводить факты заточения старообрядцев и лиц действительно имеющих отношение к ереси с точки зрения церкви, но вот с примерами обвинения гражданских лиц хочу вас ознакомить.

Рисунок изображающий попытку гражданских лиц освободить дворянина из монастырских застенков XIX век
Рисунок изображающий попытку гражданских лиц освободить дворянина из монастырских застенков XIX век

С формулировкой "Вредный образ мыслей" только в царствование Николая I было брошено в монастырские подвалы около сотни офицеров, 52 дворянина, один генерал-майор, два барона, 4 графа и 2 князя.

"За злонамеренные сочинения" в монастырскую тюрьму едва не попали Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Писательницу Марию Цебрикову среди бела дня забрали монахи и отправили в тюрьму женского Суздальского монастыря, только лишь за её письмо Александру III о бедственном положении освобожденных крестьян.

Писательница Мария Цебрикова осужденная Священным Синодом за письмо о крестьянах к Императору Александру III
Писательница Мария Цебрикова осужденная Священным Синодом за письмо о крестьянах к Императору Александру III

Несмотря на введённые Александром II либеральные законы, для осужденных в монастырские тюрьмы в Российской Империи не применялись светские законы.

Для определения подданного России в монастырскую тюрьму достаточно было одного распоряжения главы региональной епархии.

Никаких судей с присяжными.

При этом права на какое то обжалование и апелляцию вообще отсутствовало. В редких, даже исключительных случаях требовалась резолюция обер-прокурора Священного Синода, но примеров помилования, как и сокращения наказания заключенных не было, кем бы эти заключенные не являлись.

Император Александр III
Император Александр III

"Попал к попам - считай пропал!" В отличие от западных инквизиторов наши монастырские тюремщики были "гуманнее", не в плане пыток, а в вопросах вынесения смертного приговора.

Пытки и дознание присутствовали, а вот казнить церковь гнушалась. Не Божье это дело душегубством заниматься!

И просто заживо хоронили узников в подвалах, держат на хлебе и воде, без солнечного света и прогулок пока человек не сгниёт заживо. Номера заключенным придумали давать не в Гестапо, а у нас в монастырях для обезличивания и морального подавления узников.

Дореволюционная открытка Соловецкого монастыря. В его подвалах томились сотни узников приговорённых Священным Синодом
Дореволюционная открытка Соловецкого монастыря. В его подвалах томились сотни узников приговорённых Священным Синодом

Мало кто выходил из монастырских застенков, но те немногие либо ослепли либо полностью лишились способности ходить.

Некоторые забывали как разговаривать, лишались рассудка и одичали настолько, что были подобны диким зверям.

10 летний мальчик играя с мячом случайно роняет люльку с ребенком, в результате младенец разбивается насмерть.

Судья светского суда решает что это произошло по случайности и дело закрывает. После вмешательства церкви мальчик получает 10 лет заточения на Соловках.

Одна из монастырских тюрем XIX век
Одна из монастырских тюрем XIX век

Спустя 6 лет его отправят в армию. Николай II, будучи прогрессивным царём закрывает этот институт, как и саму структуру Священного Синода, а вопросы исполнения наказаний полностью передаёт государству.

Однако монастырские тюрьмы были пусты недолго, после революции в 1918 году они пополнились новыми арестантами.

Ставь лайк и подписывайся на канал!