Найти тему
Интересный мир

Сахалинский тоннель — Безумный проект СССР

Оглавление

Сахалинский тоннель Незавершённый проект тоннельного перехода через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине.

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Советом Министров СССР 6 сентября 1950 года, окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Однако проект так и не был завершён.

История Сахалинского тоннеля

Идея строительства тоннеля на Сахалин появилась ещё в конце XIX века, однако из-за экономических и технических проблем так и не была реализована.

В СССР к вопросу строительства тоннеля вернулись еще в 1930-х годах, инженерные работы начались задолго до Великой Отечественной войны. Тоннель, который планировалось построить в Проливе Невельского, предполагалось использовать как в мирных так и в военных целях (для снабжения Советской армии на Сахалине).

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Иосиф Виссарионович Сталин, тоннель был утвержден Советом министров СССР только в 1950 году. Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было запланировано на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля было запланировано на конец 1955 года. Общий грузооборот в первые годы эксплуатации предусматривался в 4 млн. тонн в год. В соответствии с утвержденным планом тоннель должен был начинаться на мысе Лазарева (Материк) в направлении мыса Погиби (Сахалин).

Примерная схема трассы тоннеля материк-Сахалин.
Примерная схема трассы тоннеля материк-Сахалин.

Ход строительства Сахалинского тоннеля

На территории Хабаровского края было построено 120 километров железнодорожного полотна, в районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы, проведены подготовительные работы по сооружению пирсов, а на мысе Лазарева был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 метров. На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби должна была составить 327 километров. Всего на Сахалинской магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. На Сахалине работы велись в худших условиях и ни одного километра железной дороги построено не было. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби (Сахалин) до мыса Лазарева (материк) должна была составлять около 10 километров было выбрано самое узкое место в проливе.

Предполагалось сооружать по упрощённой схеме. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага. А само строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (Тоннельные работы, в 1952 году так-же передано в ведение МВД). МВД СССР освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС СССР до завершения срока заключения.

К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛага.

Однако смерть Иосифа Виссарионовича Сталина помешала реализовать этот грандиозный для своего времени проект, все работы по всему проекту были свёрнуты.

Проект Сахалинского тоннеля в современной России

С Идеей строительства тоннельного перехода в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной дороги А. Б. Васильев. В 1999 году министр путей сообщения Н. Е. Аксёненко заявил о необходимости разработки проекта соединения железнодорожной сети Сахалина с материком, в 2000 году представители проектных организаций провели обследование местности. Реализация была прервана в связи с отставкой Н. Е. Аксёненко с поста главы МПС.

С 2001 года в России рассматриваются проекты строительства железнодорожного моста через пролив.

В 2018 году рассматривались варианты строительства моста вместо тоннеля, однако окончательного решения тогда не было принято.