Найти тему

За фольклором — в Подмочани

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Любому человеку, понимающему хоть один из языков славянской группы, название села Подмочани режет слух своей неблагозвучностью. На современном македонском это вообще воспринимается, как "под-мочой". И это ещё не самый худший вариант — в Македонии есть несколько населенных пунктов с подобными названиями, например, село, именуемое Прдело (или Прдло).

Несколько лет назад власти выступили с инициативой переименовать Подмочани, однако, жители дружно этому воспротивились. Они гордятся тем, что живут в селе, существующем уже несколько веков и именно под таким историческим названием.

Исследователи утверждают, что на самом деле ничего особенного здесь нет, "мóча" означает топь, болото, мокрое место, и село, построенное в низине, очевидно, изначально именовалось "подмоченным". Однако, в старинных сёлах с определёнными названиями распространились собственные легенды. В Подмочани тоже рассказывают интересную байку.

Дело было много веков назад, когда в ходу были ныне забытые, архаичные слова. На том древнем языке "моччиа" означало "девочка, девушка".

Македония являлась в тот период частью Османской империи, и наместником в области Преспа был некий ага́ (знатный, титулованный осман) арабского происхождения.

Село, о котором идёт речь, стояло тогда на склоне горы, несколько выше , чем нынешнее Подмочани, и жила в нем очень красивая девушка. Как водится, знатному арабу захотелось прибрать красавицу к рукам, но жители села по-хорошему её не отдали.

В следующий раз ага вернулся в село с вооружённым отрядом, и желал уже не девичьих прелестей, а реванша для своего уязвлённого самолюбия. Жителей села он велел перебить, а дома их разрушить.

Чудом уцелел лишь один человек, который и сообщил всей округе о случившейся беде, и что причиной всему — девушка ( опять шерше ла фам!). Местные возмутились, вооружились вилами-топорами и пошли объяснять ненавистному осману, что "так себя не ведут". Погибшее село они именовали теперь между собой Моччиа — "Девушкино".

Все закончилось замечательно. С помощью селян ага и его головорезы обрели целую кучу девственниц в вечное пользование и переселились в прекрасные, просто райские условия. А местные жители, едва залечив раны, полученные в тяжелом бою, взялись за строительство нового села, под холмом. Назвали его Под-Моччия (под "Девушкиным") то есть Подмочани.

Самое интересное, что археологи действительно обнаружили на горе, выше Подмочани древнее арабское кладбище и развалины мельницы. Так что, кто знает, кто знает, где легенда, а где быль...

Ну, а сегодня туристы едут в Подмочани, чтобы посетить уникальный для Македонии фольклорный, или как его здесь называют "Этнологический" музей.

История этого музея — это история одного-единственного человека, энтузиаста и коллекционера, страстно увлечённого фольклором. Более 40 лет своей жизни Яне Ефтимовский (Jone Eftimoski) отдал созданию музея, который разместил в собственном доме.

Будучи ещё первоклашкой, Яне начал выступать в школьном ансамбле народного танца. Потом были другие фольклорные коллективы, и наконец, Яне стал руководителем одной из танцевальных групп.

Важной составляющей этой работы было постоянное обновление танцевальных костюмов, и Яне заинтересовался изучением исторической народной одежды региона. Сейчас, спустя 40 лет, без какой-либо поддержки со стороны государственных учреждений, его музей содержит редкую и внушительную коллекцию из почти 2000 художественных деталей, в том числе сотни македонских народных костюмов из разных регионов страны, оружие, украшения, старинные монеты и мебель.

Яне Ефтимовскому удалось собрать одежду буквально всех регионов Македонии, в том числе множество костюмов из прибрежных сел региона озера Охрид.

В доме-музее есть крестьянская комната, парадная комната, комната македонских мусульман, кроме костюмов здесь можно увидеть настоящий ткацкий станок, оружие, драгоценности, старинные монеты и ещё много всякой всячины.

Наверно, ни один человек в Македонии не знает больше, чем Яне об истории костюма различных этнических групп, проживающих в регионе.

Детали костюмов, которые варьируются даже в радиусе 30 километров, были в прошлом необычайно важны, люди таким образом показывали, кто они и откуда. Это было важно, потому что, по рассказу Яне, в пржние времена парень, например, из Волино не мог просто так взять и жениться на девушке из Коньско.

Этнологический музей открыт в селе Подмочани вот уже 20 лет, и держится в основном благодаря интересу иностранцев. Македонский коллекционер предлагает сейчас своим посетителям не только посмотреть коллекцию, но и попробовать традиционные блюда домашней кухни или купить в маленьком магазине что-то из вещей ручной работы. Увы, по оценке хозяина, музей не продержался бы более трех месяцев без туризма.

В настоящее время Подмочани сотрудничают с несколькими компаниями туристических агентств, и это даёт надежду, что труд и любовь, вложенные Яне в создание музея не пропадут зазря.