Группа открытого диалога (ГОД) – один из ключевых инструментов, которыми мы пользуемся в Школе. Группы проходят онлайн и длятся два часа, максимальное количество участников: 9 человек + фасилитатор.
В начале занятия 20-30 минут отводится на теоретическую часть, во время которой можно задавать фасилитатору вопросы, связанные с практикой ОД. Фасилитатор стремится дать необходимые пояснения и сделать процесс максимально понятным и комфортным для участников. Он также озвучивает правила Открытого диалога, с которыми соглашается каждый участник. Вот эти правила:
- Максимальная честность – точность коммуникаций при передаче информации, искреннее выражение своих чувств без искажений.
- Отказ от долженствований, ненасильственное общение. Мы никого не критикуем, не осуждаем, не навязываем свою точку зрения, не даем советы, не учим, не “лечим”. Стараемся уходить от описания прошлого, историй, концепций, рассказов о других людях, концентрируясь на своих чувствах в настоящем моменте. В ходе открытого диалога каждый выражает свое актуальное переживание, не перебивая других участников.
Фасилитатор также называет общую цель – здоровье – и предлагает участникам по очереди согласиться с ней и озвучить свою личную цель на группу.
На группе у участников только одна задача – максимально честно и искренне выражать то, что они чувствуют в настоящий момент. Звучит очень просто, но на деле для многих это оказывается настоящим вызовом – мало кого из нас учили говорить о своих чувствах открыто, мало кто умеет это делать, а ведь искреннее осознание и выражение переживаний, согласно теории функциональных систем, – основа нашего физического и психического здоровья.
Что же именно происходит на группе? Какова механика процесса? В чем суть этой практики? Самый простой способ понять – испытать на себе, пройти группу как участник. Если вы пока не готовы и только присматриваетесь к методу или уже стали учеником Школы, но у вас есть вопросы об участии в группах – в этой статье мы разбираемся в тонкостях работы ГОД.
Цель и процесс
Важно быть очень внимательным к цели процесса, держать в фокусе внимания результат, к которому мы идем. У нас нет цели найти проблему и в ней копаться, наша цель – исцелиться, в этом основная задача. Процесс исцеления мы буквально переживаем в ходе коммуникации в группе. Мы переживаем процесс интеграции себя в целостность группы, видим, что нам мешает интегрировать себя, какие внутренние стереотипы. А поскольку процесс исцеляющий, если мы способны осознать и выразить свое состояние, то мы автоматически приобщаемся к целостности.
Сам факт переживания с последующей констатацией изменения состояния и последующей рефлексией этого состояния формирует внутри нас ценнейший социальный опыт, который помогает нам в большей степени быть собой.
Как проходит этот процесс? Каждый участник имеет свой текущий опыт переживаний. Каков этот опыт, известно только самим участникам группы. Самое важное, что это текущий опыт, текущее переживание.
Если я нахожусь в состоянии поиска проблем в себе, если я не уверен, что смогу выразить их, поскольку не уверен, что эти проблемы есть во мне в текущий момент – это тоже переживание, оно не плохое и не хорошее, оно просто есть.
Когда я начинаю выражать свое переживание, оно автоматически трансформируется. И только что я думал, говорить мне об этом или не говорить, а теперь я сказал и не думаю больше об этом – если только с точки зрения рефлексии, насколько это меняет качество моего состояния. И я переключаюсь на другую цель.
По мере выражения себя наше состояние меняется, внутреннее напряжение уходит, происходит энергетическая разрядка. Мы можем углубить свое состояние, отрефлексировав его.
Другие участники
Что в это время происходит с другими участниками – не имеет большого значения. Происходящее с другими отражается в нашем состоянии, качественно меняет его, и мы точно так же это выражаем. Когда все вместе в группе это делают, мы видим формирование целостной общности сопереживания, которая помогает отнестись к реальности из состояния целого, увидеть ее как целое. Мы можем почувствовать, увидеть мир глазами другого человека. Тогда у нас формируется новый взгляд на жизнь, новые цели, приходят новые возможности.
Из этого состояния мы можем видеть, насколько каждый из участников группы включен в эту целостность. Наличие невключенного участника, с одной стороны, нарушает процесс, затормаживает групповую динамику, а с другой стороны, на мета-уровне, это может стимулировать процесс, вызывая определенные переживания, и при наличии определенной культуры переживания у участников такие явления интегрируются.
Иногда хочется помочь человеку, показать ему направление. Но все, чем мы можем ему помочь – это выразить свои собственные переживания. Потому что эти мысли мы хотим сказать себе самим. Причина, по которой мы хотим запретить другому чувствовать то, что он чувствует – в том, что это пробуждает нас самих, наши чувства.
Нам невыносимо сочувствовать человеку, потому что мы испытываем сильные чувства, которые нам сложно пережить. Мы проецируем эти переживания на человека, и у нас возникает желание “полечить”, но это самообман, и это ложь по отношению к групповой динамике, потому что у группы такой цели нет.
Сложные переживания
Человек раскрывается потому, что есть определенные цели и договоренности, созданы условия для этого раскрытия, и у него появляется возможность вступить в контакт со своими переживаниями и исцелиться. Сложные переживания – естественная часть жизни.
Если сложное переживание не проживается, проблема в том, что человек его всю жизнь блокировал, и интенсивность этого переживания увеличилась. Когда человек вступает с ним в контакт, получается естественное гашение условного рефлекса (переживание в данном случае является условным рефлексом), и интенсивность переживания снижается.
Помочь может искреннее выражение себя, своего состояния в текущем моменте. Таким образом мы даем понять, что мы рядом и разделяем эту боль. Мне хочется сказать, что боль не моя, но я вынужден признать, что чувствую ее я. Мне хочется сказать, что эта боль – не то, что я хочу видеть. Потому что это вызывает во мне чувства, которые я не хочу испытывать.
Мы объединяемся со своими чувствами, искренне выражаем их. И когда мы это говорим, человек, может быть, впервые в жизни понимает, что его услышали, что ему дана свобода быть собой. И его отрицательные эмоции аннигилируются, поскольку происходит контакт на уровне сердца. Исцеляет целостность, понимание, искреннее взаимодействие.
Эффект от участия в ГОД
Чем больше у нас опыта участия в группах, тем больше у нас опыта переживания сочувствия, сотрудничества, социального взаимодействия. Этот опыт является базой для любой нашей последующей социальной активности, потому что мы начинаем видеть и чувствовать любое поле.
Заглядывая в глубину любого процесса, мы можем видеть, жизнеспособен ли он вообще. Это позволяет нам эффективнее управлять своими ресурсами, актуализировать ситуации, проявляя себя – тем самым поднимая уровень энергии любой системы.Тогда система либо выкидывает нас, либо интегрирует на новом уровне, потому что это помогает системе реализовать свой потенциал. Это не вопрос провокации, это вопрос проявления себя. Проявление должно быть конструктивно и своевременно.