Найти в Дзене
ФедералПресс

«Тупой блокировкой ничего не добиться». Как власти намерены приручить Google и Facebook

Российским властям надоело смотреть на то, как мировые IT-гиганты систематически ведут антироссийскую деятельность, цензурируя материалы, ограничивая показы и удаляя аккаунты, если им кажется, что контент «какой-то не такой». В первом чтении в Госдуме был принят законопроект, который предполагает санкции к владельцам соцсетей, хостингов и информационных ресурсов, если те будут нарушать российские законы. Получится как с блокировкой Telegram или по-настоящему?

Уже обыденностью стали инциденты, когда за то или иное слово, написанное в Facebook платформа отправляет автора в бан от нескольких дней до месяца – чтобы подумал над своим поведением и не оскорблял, например, братьев-украинцев, которые, в отличие от нас, строят правовое демократическое государство, или не рассуждал о западном следе в демократическом протесте против результатов выборов в соседней стране. Но даже на этом фоне блокировка аккаунта телеканала «Царьград» с миллионной аудиторией и «Соловьев LIVE» с 500 тыс. подписчиков были восприняты как политическая цензура и атака на свободу слова.

«Мировые IT-гиганты ведут себя наднационально, для них не существует ничьего законодательства. Они сами придумали себе правила, по которым вершат скорый суд и расправу. Причем эти правила не прозрачны. Никто не знает принципов модерации контента. Вам просто пишут, что ваш аккаунт или ваши материалы были удалены за нарушение правил сообщества. Каких? Напишите, пришлите скриншот с пометкой, что вот эти слова нарушают то-то и то-то», – рассказал «ФедералПресс» член Общественной платы РФ Александр Малькевич.

При этом, он отмечает, что цензура эта проявляется не только у нас, но и на Западе, и имеет совершенно четко выраженный идеологический уклон.

-2

«Это давно превратилось в тотальнуюцензуру и больше всего она проявляется против России и пророссийски настроенных пользователей, не говоря уже о СМИ. На западе они борются с правой, консервативной повесткой. Вы уже не можете просто пошутить в сторону трансгендеров, ЛГБТ-сообщества, афроамериканцев, но можно глумиться в отношении белых, консерваторов, христиан и т. д. На самом деле идут серьезные и очень страшные перекосы», – подчеркивает эксперт.

Достаточно ли, чтобы воспрепятствовать такой однобокой повестке одного закона? Всем памятна история с блокировкой Telegram, которую Роскомнадзор пытался заблокировать, но пользователи не только нашли легкий способ обойти, но и площадка приобрела некий флер романтического подполья – ее популярность дико возросла. И только спустя несколько лет Роскомнадзор признался, что ничего из блокировки не вышло, а органы власти стали там заводить официальные каналы.

По мнению Малькевича, такой блокировкой действительно ничего не добиться, поэтому нужно разрабатывать комплекс мер.

«Мы должны начать с того, что представительства этих компаний должны работать в России в качестве юридических лиц, например ООО «Твиттер Рус». Во главе должен быть гражданин РФ, они должны платить здесь налоги, должны выполнять российское законодательство, взаимодействовать с российскими органами власти, с российскими СМИ, с российскими пользователями. И если они будут нарушать наши законы, заниматься цензурой, должен действовать целый комплекс мер. Не блокировка примитивная, которая только подогревает интерес, а замедление скорости трафика, финансовые инструменты – ограничения транзакций в их адрес со стороны российских пользователей или полная блокировка. Вот какие пути», – перечисляет собеседник издания.

-3

Будут ли эти меры эффективными и стоит ли бояться того, что IT-гиганты просто уйдут из России и оставят нас без привычных приложений, которые стали уже жизненно необходимыми. Вряд ли, потому что финансовые потери после ухода с одного из крупнейших рынков будут несопоставимо большими, чем штрафы, которые они могут получить, если откажутся от диалога с властями. В качестве примера, Малькевич привел Вьетнам, где Facebook идет навстречу к властям и удаляет противоправный контент. Причина одна – деньги. Facebook не хочет потерять многомиллионный рынок, и вряд ли так легко откажется от присутствия в России.