Найти тему

Тихая, летная прогулка по Бресту по нетуристическим местам.

Для меня любой город начинается со здания вокзала, автовокзал находится в непосредственной близости от ж/д вокзала, надо только подняться на мост и немного пройти, любуясь железнодорожной романтикой с её вагонами поездов, бесконечных проводов, дорогой.

Скажу откровенно - железнодорожный вокзал «Брэст» действительно является визитной карточкой города, давненько не доводилось встречать столь красивые здания вокзалов и для меня стало большой неожиданностью, что он включён в список памятников ЮНЕСКО.

История создания вокзала уходит в 1883 год, когда по указу Александра III начали  строительство вокзала и заодно и станции Брест-Центральный. 28 мая 1886 года состоялось торжественное открытие.

На строительство было кинуто множество сил, вокзал был  возведён  с четырьмя водонапорными башнями и напоминал средневековый замок. В нём присутствовало водяное отопление, в залах высшего класса были паркетные полы, рояль и буфет, а в залах простого люда положены дощатые. Надо признаться, что внутри и снаружи вокзал компактный, но чрезвычайно уютный. А какие сиденья в зале ожидания? На мой непрофессиональный взгляд - из кожзаменителя, одно удовольствие опустить туда свою пятую точку.

Ж/д вокзал Брест
Ж/д вокзал Брест
Ж/д вокзал Брест
Ж/д вокзал Брест
Романтика железных дорог
Романтика железных дорог

Возвращаясь к истории, надо отметить, что вокзал стал первым среди других железных дорог, где установили электрическое освещение. Великую Отечественную войну здание вокзала пережило более-менее, его сотрудники мужественно оборонялись от немецких захватчиков, но, тем не менее, вокзал нуждался в ремонте.

И. В. Сталин дал команду реконструировать здание, так в 1953 году, благодаря содействию маршала Климента Ворошилова в принятии данного решения, начались строительные работы. В результате реконструкции появились всем известные шпиль и пятиконечная звезда, возникли новые пристройки. «Советский ампир» – так назывался стиль построенного здания. Смотришь на шпиль вокзала - невольно вспоминаешь московские Сталинки.

Размеренно прогуливаясь по перрону, неожиданно наткнулся на «барышню с зонтиком». Молодая сексапильная барышня в очках и в платье позапрошлого века сидит спокойно на лавочке, в ожидании своего поезда. В одной руке, правой - клатч, в левой - зонтик. К барышне без труда можно подсесть, попробовать заговорить, либо сделать совместное фото, она против не будет. Молчаливая попалась.

Барышню усадили возле указателя в виде фонаря, по которому вниз катится паровоз с вагонами. Если верить указателю, а причин не доверять ему у меня нет, ближайший крупный город - Варшава, всего 217 км, ничего удивительного, если помнить о пограничном статусе Бреста.

Барышня в ожидании
Барышня в ожидании
Внутри Вокзала
Внутри Вокзала
Ж/д вокзал
Ж/д вокзал

Железнодорожный вокзал можно смело назвать той точкой, от которой следует отталкиваться при осмотре Бреста. Город по железнодорожному поделён на московский и варшавский бока, если выражаться белорусской терминологией. На Варшавском боку - крепость, на Московском - брестский Арбат, улица Советская, являющейся вовсе не советской.  Если Брест делить согласно истории, то он разделен на крепость и город, на улице Ленина установлена эта самая граница - соответствующий межевой столб, сигнализирующий конец одного и начало другого. А можно Брест поделить по-простому, кому на автовокзал, тот шурует вправо, кому необходим пригородный вокзал - влево, главное не перепутать как я по приезду, с чемоданами.

Прогулку решил начать с левой стороны. Среди одиноких деревянных частных владений, двухэтажных скромных многоквартирных домов, а также современных панельных и кирпичных многоэтажек  вовсе не затерялся хорошо сохранившийся комплекс казарм из прочного красного кирпича. Возраст их весьма солидный - не менее 100 лет, построены в конце XIX - начале XX века в Граевской Слободке Брест-Литовска.  В этих двухэтажных зданиях казарм во времена Российской империи размещались инженерные ведомства, 2-я и 38-я пехотные дивизии Русской армии, а в советский период здесь, предположительно, размещались зенитный полк и танковый батальон.

Брест сполна хлебнул военных действий, но, тем не менее, найти множество памятников посвящённых Великой Отечественной войне в городе не удаться,  быстрее получиться найти памятные таблички «Здесь была явочная квартира...».

Здесь же меня все время привлекала башня на улице Кижеватова, 14а и вовсе даже не строением - типичная водонапорная, а тем, что на крыше на ветру мотылялся металлический паровоз средних размеров, доселе не встречал подобного.

Казармы
Казармы
Водонапорная башня
Водонапорная башня

Конечно, куда более захватывающе гулять по правой стороне. Очевидно, город ещё просыпался, людей совершенно немного, чисто, запах шаурмы ещё не будоражил аппетит, фонтан, что недалеко от автовокзала дремал.

В Бресте имеется несколько любопытных особняков, если быть точнее, два и оба принадлежали старому польскому роду Ягминов. Оба каменных идентичных особняка с четырьмя белоснежными колоннами, один в белых тонах выполнен, второй в нежно-розовом.  Помещик был гостеприимным, в своих четырёх нижних больших залах он с радостью принимал знатных посетителей. Сейчас эти залы также принимают гостей, правда, возможно, не совсем знатных и не очень вменяемых. В первом здании нынче шестое управление Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ, а во втором - психоневрологический диспансер, а вот между ними то место, куда я бы с радостью заглянул, если оно было открыто в столь ранний час. Я говорю, про Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» со своим фирменным магазином.

Особняк Ягминов
Особняк Ягминов
Завод Белалко
Завод Белалко
Особняк Ягминов
Особняк Ягминов

Когда-то на месте нынешнего современного здания «Зимнего сада», манящая всех гостей своим куполом из стекла, прочного металла и кирпича, стояла ветхая учебная теплица, еле вмещающая две сотни видов растений. Жаль, попасть туда я не смог, у него довольно странный график, не совпадающий с моим, но зато мне никто не мешал насладиться «изюминкой» сада - виртуозно выполненный витраж, изображающий цветок в круге. Он расположился прямо на фасаде здания и, разумеется, придал ему шарма.

Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад

Рядом с «Зимнем садом» по улице Мицкевича, стоит грандиозное и легендарное кирпичное здание мужской гимназии, сейчас в нем размещается  БрГУ им. А.С.Пушкина, построенное в 1904-1905 годах, в честь рождения сына царя Николая II – Цесаревича Алексея. По ходатайству Городской Думы, 25 сентября 1904 года зданию разрешено наименование «Его Императорского Высочества Цесаревича Алексея Николаевича полная мужская гимназия». В 1915 году, с приходом в Брест-Литовск Первой Мировой войны, она была закрыта. С 1918 года гимназия попала под поляков и стала называться «гимназия им. Ромуальда Траугутта». На протяжении оккупации 1941-1944 годов здание использовалось в качестве немецкого военного госпиталя.  В 1955 - 1960 годах был достроен третий этаж.дание дание Мужской Гимназии

здание Мужской Гимназии
здание Мужской Гимназии

Брест не настолько религиозный город, чтобы на каждом шагу выстраивать храмы, хотя, безусловно, религиозные сооружения различных вероисповеданий, конфессий имеются. За время своей прогулки и церковь, и кирху и костел, и синагогу повстречал.

Свято-Николаевская братская церковь находится в начале улицы Советской, у нее богатая история. Каменная церковь возведена в 1906 году на средства многочисленных пожертвований, в первую очередь офицеров и солдат, участвовавших в русско-японской войне, и в частности, в Цусимском морском сражении, в котором русская эскадра была разгромлена. В России как-то не особо любят говорить об этом... В притворе церкви в 2005 году, в честь 100-летия сражения, размещены две мемориальные доски морякам-брестчанам со следующей надписью: «морякам участникам русско-японской войны 1904-1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения». Сама церковь является крестово-купольным храмом с высокой восьмигранной звонницей, завершённой маковкой, выполнена в русско-византийском стиле с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией, все вместе символизирует корабль.

Свято-Николаевская братская церковь
Свято-Николаевская братская церковь

О главной туристической артерии Бреста, я расскажу позже. Можете пока почитать по Брестские фонари .

А вообще, подписывайтесь на мой канал, ну, пожалуйста...