Если ребенок не умеет ходить в полтора года, то мы обращаем на это внимание. Говорим об этом врачу. Выясняем, почему ребёнок до сих пор не научился ходить. Для этого навыка нужно определенное время. И большинство родителей знают примерный возраст, чтобы ребенок "пошёл".
Точно так же со многими навыками и умениями. Есть определенные периоды, соответствующее время, когда ребёнок умственно и физически расположен к развитию в определенной сфере.
Есть такие навыки, которые сложно усвоить после того, как этот период прошёл. Например, речь. Представим себе ребенка десяти лет. Если он с рождения изолирован от общества и живёт с животными в лесу, то в десять лет его речь поставить на одном уровне со сверстниками уже невозможно. Его можно научить говорить так, чтобы окружающие более-менее могли его понимать. Но грамотно строить предложения и склонять слова он уже не будет.
Так для многих навыков есть наиболее подходящие периоды. Их ещё называют благоприятными периодами. Или сензитивные периоды.
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
(Википедия)
Можно сказать, что мы говорим о периоде максимальных возможностей. И мы не можем "передвинуть" эти периоды во времени. Мы не можем сделать так, чтобы десятилетний ребёнок из леса стал способен воспринимать речь и развиваться в речи так же, как и трёхлетний.
Но мы можем использовать эти периоды. Для этого нужно знать благоприятные периоды для разных сфер развития.
Ранее детство от рождения до трёх лет помогает ребенку сделать огромный "скачек" в речи. Ребёнок слышит речь взрослых и накапливает свой личный словарик. Это называется "пассивный словарный запас". Затем до шести лет ребенок продолжает развивать речь, увеличивая активный словарный запас. Иногда может казаться, что ребенок пяти-шести лет как-то слишком много разговаривает. Он упражняется в своей речи. Дальнейшее мышление ребенка и его речь будет строиться уже на этом фундаменте.
Возраст развития мелкой моторики особо выражен в дошкольном периоде. Но и в начальной школе занятия на развитие мелкой моторики будет иметь хороший результат. Это всё, что задействует пальчики детей. Плетение бисером, пластилин, игры с песком и камушками, вышивание, мелкий конструктор (например, Lego).
От трёх лет до восьми – период включения во взрослую жизнь. Как ребёнок будет относиться к порядку в комнате? Будет ли помогать по дому? Детям в этом возрасте очень хочется повторять за взрослыми. И ребёнок часто хочет помочь маме с приготовлением пищи. Это самый благоприятный период для того, чтобы развить вас ребенке большинство бытовых навыков. После восьми лет это уже будет сложнее. У ребенка уже сформируется либо навык помогать, либо навык ничего по дому не делать.
Возраст с семи и до девяти лет благоприятен для развития грамотной речи, более сложных логических выражений, чем в дошкольном возрасте. Это подходящий возраст для изучения дополнительного языка.
Сензитивные периоды есть не только в детстве. Они есть и в молодом возрасте, и у старших людей. Просто именно в детстве закладывается фундамент. И от этого фундамента зависит многое в последующем развитии человека.
Чтобы определять сензитивные периоды в жизни своих детей, достаточно не игнорировать их. Выделять время, чтобы пообщаться с ребенком. Если ребенок хочет помочь, давать ему посильное задание. Если ребенок хочет поиграть в конструктор, не стоит думать, что это очередная прихоть. Возможно, именно сейчас самый подходящий период для развития мелкой моторики.
Успехов Вам и Вашему ребенку!