Следом за хюгге — искусством неспешно жить — девушки по всему миру охотно заимствуют манеру датчанок одеваться. Кажется, они готовы потеснить на модном пьедестале вечно элегантных француженок.
У мифической парижанки на наших глазах появилась конкурентка: девушка из Копенгагена. Она любит легкую небрежность и многослойность в одежде, в ее гардеробе есть и мужские, и женские вещи, она неспешно ужинает при толстобоких свечах за инстаграмно сервированным столом, а ее увлечение модой имеет лишь одно ограничение: оно не должно мешать ей передвигаться по столице Дании на велосипеде.
Еще недавно за скандинавский стиль отвечала в первую очередь Швеция с ее минимализмом, монохромом и комодами billy из IKEA, но в последние годы на первый план вышла Дания. На копенгагенскую Неделю моды (совсем молодую, ей всего 14 лет) стали слетаться редакторы ведущих мировых изданий, которые отмечали: в отличие от Нью-Йорка, Милана, Парижа и Лондона наряды гостей тут — как и коллекции локальных брендов — пригодны к нормальной жизни и честны. В мировых столицах моды крутятся слишком большие деньги, Дома-тяжеловесы одевают знаменитостей и блогеров-миллионников в свои тотал-луки, из-за чего стритстайл превращается в копию лукбуков. Красиво, но — вздыхают модные редакторы — никакой индивидуальности и креатива. Зато в Дании девушки попрежнему одеваются по своему вкусу. И вкус у них что надо.
Кто есть кто
Самый влиятельный датский модный блогер — Пернилле Тейсбек. Модель, стилист, редактор, в 2012-м она, как и многие, завела собственный fashion-блог. Потом обосновалась в инстаграме, в 2016-м выпустила книгу о том, как одеваться по-скандинавски, и, наконец, вместе с Ханной Леффе создала инфлюенсерское агентство Social Zoo (в марте 2020-го оно приостановило работу из-за ковида, но к этому времени в портфолио у Social Zoo уже были контракты с Prada, Gucci, Net-a-Porter и работа по продвижению копенгагенской Недели моды на мировой арене).
В своей книге Dress Scandinavian Пернилле постулирует принципы «медленной моды», предлагая делать ставку на вещи, которые хорошо комбинируются друг с другом и будут модными не один сезон. В ее представлении это уже не тельняшка, а пиджак мужского кроя и не бежевые лодочки, а кроссовки (это они сейчас подходят ко всему!). Впрочем, стиль Пернилле достаточно сдержанный — по сравнению, например, с образами Эмили Синдлев, ведущего инфлюенсера Social Zoo: эта девушка обожает яркие цвета и принты.
Еще один блогер из Дании, в инстаграме которого сплошь неоновые костюмы с бра, — Эмма Молдт.
За романтичные платья и микрошорты с грубыми ботинками отвечает трогательная блондинка Эмилия Силберг.
Модные редакторы и блогеры Жанетт Мэдсен и Тора Валдемарс продвигают тему вечеринок из 1980-х, которые у них ассоциируются с блестящими платьями и рукавами буф.
Они же запустили в партнерстве с универмагом Birger Christensen бренд Rotate, который оказался очень успешным: первая коллекция платьев (с теми самыми рукавами буф), лаковых курток и сексуальных мини из экокожи была распродана за три месяца; в нарядах марки были замечены Эльза Хоск, Кайли Дженнер и Ким Кардашьян.
Где искать чисто скандинавский сдержанный минимализм в ахроматической гамме? В инстаграм-лентах Софии Роэ и Жозефины Хаанинг Дженсен.
Датские бренды
Вкус и чувство стиля датчанок не стали бы нарицательными, если бы в родной Дании не оказалось брендов, которые шьют вещи в близкой по духу эстетике: красиво, понятно (но с вниманием к необычным деталям) и для всех — а не только для нордических блондинок с фарфоровой кожей. В 2018 году выстрелил Ganni, который в далеком 2009-м основали Дитте и Николай Реффструп. В их разноцветных мохеровых свитерах вышли блогеры Вероника Хейлбрюннер и Леандра Медин, а в оранжевом платье с запахом — сама Бейонсе.
Ganni переосмысляют обычные элементы одежды, помещая их в непривычный контекст: огромные воротнички гимназисток оказываются на кожаных платьях, викторианские рукава и блузы сочетаются с рыбацкими сапогами. Даже леопардовые платья Ganni выглядят не как китч, а как примета «интеллектуальной» моды, перерабатывающей прошлое в лучших традициях постмодерна.
Примерно в то же время прославился и датский бренд Saks Potts, чьи цветные кожаные пальто с меховым воротником надели Леди Гага, Кэти Перри, Кендалл Дженнер, Белла Хадид и Карди Би.
Еще одна любимица модных редакторов и стилистов — Сесилия Бансен, выпускница британского Королевского колледжа искусств и финалистка конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize. Она основала в родном Копенгагене бренд романтичных платьев в эстетике «Пикника у Висячей скалы» и «Девственниц-самоубийц» имени себя. Ну и наконец, отдельного упоминания заслуживает марка Stine Goya, работающая с принтами и жизнерадостными сочетаниями цветов.
Почти все датские бренды придерживаются принципов экологичности и этичности, выпускают не больше двух коллекций в год (в 2020-м многие объявили о планах обходиться и вовсе одной) и имеют относительно гуманный ценник — по крайней мере для люксовых платформ, на которых они продаются (например, вещи Rotate стоят 250–560 долларов).
«Конечно, приятно видеть наши платья на суперзвездах уровня Бейонсе или Рианны, — говорит Дитте Реффструп, совладелица и креативный директор Ganni. — Но ничуть не меньше я радуюсь, когда встречаю на улице обычных девушек в нашей одежде. Ну а если говорить о продажах, то, по моим наблюдениям, на них влияют не инстадивы с многомиллионной аудиторией, а скорее микроинфлюенсеры: им больше доверяют».
Микроинфлюенсеры в переводе с языка маркетинга на человеческий — это девушки с количеством подписчиков от одной тысячи до двухсот: как раз те самые датские блогеры (кроме Пернилле Тейсбек и Эмили Синдлев — они уже полноценные знаменитости ). А также сестры-блогеры из Калифорнии Молли и Риз Блатштейн (она уже на полпути из микро- в макро-), архитекторы, студентки и другие «реальные девушки», которые отметились под хештегом #gannigirls. В этом, кажется, и есть причина успеха датского стиля: внимание к любой женщине, ее комфорту и желанию экспериментировать. Датчане уже продали нам хюгге, так что и платье с гигантским воротником мы, конечно, берем.