Откройте для себя десятку самых значимых из старых голландских мастеров.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт — возможно, величайший и самый известный портретист всех времён — был мастером наблюдательности, светотени и, что, пожалуй, наиболее важно, предельной честности. Это видно из самых известных его работ — автопортретов. Эта ошеломляющая коллекция состоит из примерно 45 картин, 30 офортов и семи рисунков.
Ян Вермеер (1632-1675)
Вермеер, которого практически не замечали при жизни и забыли после смерти, теперь занимает особое место среди старых мастеров. Художника, как и многих других представителей Золотого века голландской живописи, восхищал свет и его тонкое воспроизведение на холсте. Самый яркий пример — его наиболее известная работа «Девушка с жемчужной серёжкой».
Франс Хальс (1580-1666)
Многие великие произведения не появились бы на свет, не будь Франса Хальса. Он был на поколение старше Рембрандта, хотя умер всего на несколько лет до него. Как правило, его манера письма более свободная, нежели у предшественников. Это привносит ощущение жизни и движения во многие картины, самая известная из которых, пожалуй, «Смеющийся кавалер».
Ян Стен (1626-1679)
Жанровая живопись считается третьей в иерархии изобразительного искусства — после эпической и портретной. Ян Стен добавил юмор в сцены, которые традиционно были степенными и сбалансированными. Он избегал романтизации быта крестьян и горожан — и тем самым навсегда изменил композицию, привнеся в неё хаотичность.
Якоб Исаакс ван Рёйсдал (1628-1682)
Якоб ван Рёйсдал — самый важный ландшафтный живописец Нидерландов XVII века. Он дал пейзажному искусству новое измерение, изображая природу как метафору тёмных аспектов человеческой психологии. Если до него голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы, то Рёйсдал сделал их героями своих картин и добавил почти человеческие личностные качества.
Хендрик Тербрюгген (1588-1629)
С Хендриком Тербрюггеном в нидерландскую живопись пришло влияние Караваджо. Голландец ездил в Италию изучать творчество своего коллеги-революционера, когда тот был ещё жив. Оттуда Тербрюгген привёз на родину кьяроскуро — технику, которая характеризуется резким контрастом света и тени для создания драматического эффекта.
Питер Клас (1597-1661)
Хотя натюрморт считался самым «низким» жанром живописи, в нём были свои авторитеты. Питер Клас из Гарлема считается, пожалуй, самым важным их них. Его композиции с ограниченным набором предметов поражают простотой и эффектной атмосферностью.
Ян Ливенс (1607-1674)
Ян Ливенс был другом и соперником Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством двоих художников, пытаясь предугадать, кто окажется более успешным. Оба проявили себя блестящими портретистами. Но если склонный к рефлексии Рембрандт был виртуозом психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный».
Геррит Доу (1613-1675)
Геррит Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Уже на сравнительно раннем этапе карьеры Доу отточил детальный и тонкий стиль, разработал собственную характерную манеру, отличную от манеры мастера. Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей лейденской школы fijnschilders («изысканных художников»), основоположником которой он считается.
Питер де Хох (1629-1684)
Питер де Хох особо известен как художник интерьеров — сложных пространственных композиций и атмосферного света. Всё это также существенные элементы стиля Яна Вермеера, с которым он был знаком. Именно картины де Хоха привлекли внимание ценителей к работам Вермеера в XX веке. Отношения между этими двумя художниками до сих пор неясны.
Перечень художников Золотого века Голландии не ограничивается только этой десяткой. Список был бы не полон без мастеров вроде Карела Фабрициуса, Рашель Рюйш, Дирка ван Бабюрена и других. Мы расскажем о них в последующих публикациях.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru