Найти в Дзене
Zokir Ibragimov

Сетевой маркетинг в исламе (подробное исследование).

Оглавление

Дорогие друзья, братья и сестры, милостью Всевышнего Создателя продолжаю свой путь на выбранном поприще, и от всей души стараюсь приносить пользу этому миру.

Очередной вопрос, который мне постоянно задают последнее время, связан с сетевым маркетингом.

Что такое сетевой маркетинг? Это особая форма прямых продаж (многоуровневый маркетинг; multi-level marketing «MLM») — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными или сбытовыми агентами.

MLM является центром критики среди большого количества людей. Проблема тут заключается в том, что очень много пирамид маскируются под МЛМ, и невооруженным взглядом порой действительно тяжело разобраться в структуре и истинный намерениях той или иной организации.

Хорошая МЛМ компания всегда будет фокусироваться на качестве поставляемой продукции, а не на наборе участников в структуру.

Решение о дозволенности легитимной МЛМ, без пирамидальных схем в структуре бизнеса, с исламской точки зрения согласно мнению некоторых ученых был обоснован на основании следующих выводов из строк Священного Кур'ана.

Первоначальный закон о дозволенности торговых сделок (фикх муамалят) является обязательным, пока нет далиля (доказательства) и факторов которые запрещают такие бизнес транзакции. Бизнес - это одно из направлений деятельности, которое можно охарактеризовать, как рекомендованное в исламе для улучшения социально-экономического положения общества. Даже Пророк Мухаммад ﷺ - был блестящим торговцем. Для торговца-мусульманина принципы ислама должны быть реализованы с учетом ценностей и мусульмане должны избегать таких элементов как обман, уловки, ростовщичество, как описано в следующем аяте:

يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُوالَاتَأْكُلُواأَمْوَالَكُمْبَيْنَكُمْبِالْبَاطِلِإِلَّاأَنْتَكُونَتِجَارَةًعَنْتَرَاضٍمِنْكُمْوَلَاتَقْتُلُواأَنْفُسَكُمْإِنَّاللَّهَكَانَبِكُمْرَحِيمًا

О верующие, не поедайте богатства меж вами запретными способами! [То есть не зарабатывайте себе на жизнь для приобретения необходимых вещей преступными способами (разбойными нападениями, воровством, обманом, финансовыми аферами, кредитованием других, азартными играми и т. п.).] [Правильное для вас] — торговля при обоюдном согласии между вами [между сторонами, ведущими торговлю]. (1) Не убивайте самих себя [(2) не убивайте себя духовно, не очерняйте свое нутро запретным и греховным; (3) не убивайте друг друга]! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам.

Сразу оговорюсь, что при этом мнение мусульманских ученых касательно МЛМ разделилось на два лагеря:

Первый лагерь в лице:
Членов постоянного комитета по изданию фетв Саудовской Аравии, Всемирной академии Фикха, Египетского дома фетв и Совета муфтиев Иордании, Судан и Иордания вынесли фетвы о запрете схемы сетевого маркетинга.

Есть четыре основные причины, по которым этот бизнес запрещен в арабских странах.

Во-первых, это риба аль-фадль, предполагающая обмен товарами одного и того же типа, но разного количества. Во-вторых, присутствие гарар (неопределенности) в транзакциях, потому что успех участников не зависит от продаж продукта, а от количества набранных им успешных подчиненных. В-третьих, в такого рода деятельности присутствует зульм (запрещенное греховное деяние), зульм заключается в незаконном потреблении человеческого богатства. И, наконец, это обман, так как истинное вознаграждение причитается только за привлечение новых участников, а материальные продукты используются в качестве приманки, чтобы убедить большее количество людей в том, что существует законный бизнес.

Второй лагерь:
Хотя ранее упомянутая фетва ученых Саудовской Аравии охватывает как
финансовые пирамиды, так и MLM, Национальный Совет по Делам Исламской Религии в Малайзии другого мнения о MLM. Это потому, что по их мнению финансовые пирамиды и MLM на самом деле это разные бизнес-модели. Cовет по вопросам Фикха на 72-й конференции Комитета Фетв Национального Совета Ислама по делам религии Малайзии издали фетву от 23 января 2006 г., заявив следующее:
Комитет постановил, что концепция, структура и правила (MLM), утвержденные правительством допустимы, и не вступают в противоречие исламской бизнес-концепции (электронная фетва, 2014).
Между тем, JAKIM (Департамент Исламского Развития Малайзии (2013) упомянул, что, хотя MLM считается мубах (т. е. допустимым), должны соблюдаться общественные интересы, равенство участников сделки, а также пятнадцать (15) критериев с точки зрения дозволенности МЛМ по шариату.

В то время как исламские власти Малайзии установили 15 критериев, которые должны быть соблюдены (чтобы бизнес MLM считался
допустимым в шариате), Dewan Syariah Nasional Majlis Ugama Indonesia (Национальный Шариатский Совет Улемов Индонезии) ранее издал фетву 25 июля 2009 г. (№ 75 / DSN MUI / VII / 2009), согласно которой соответствие MLM шариату должно быть основано на 12 критериях.

Между тем, 10 апреля 2014 года Управление муфтия Исламского религиозного совета Сингапура («MUIS») выпустило irsyad13, в котором так же говорится, что мусульмане могут практиковать MLM при соблюдении определенных условий.

Критерии и условия, упомянутые индонезийскими и сингапурскими исламскими властями в этой статье упоминать не будем
(эти условия доступны по этой ссылке), здесь мы ограничимся критериями JAKIM.

15 Критериев JAKIM для дозволенности МЛМ компании.

1. Регистрация и Лицензия
Компании, которые хотят начать бизнес по многоуровневому маркетингу, должны быть зарегистрированы и получить лицензию Комиссии по компаниям Малайзии (SSM).


2. Договор об осуществлении продаж в письменной форме
JAKIM указал, что членство должно осуществляться только в письменной форме, а не на основе словесных разговоров или жестов. Намерение состоит в том, чтобы избежать споров и спорных ситуаций.
Контракт должен оговаривать условия, роли и обязанности между компанией и участниками и всеми связанными сторонами.
Контракт должен быть понят и взаимно согласован обеими сторонами.


3. Период обдумывания
JAKIM упомянул, что член MLM должен иметь возможность выйти из программы MLM, предоставив уведомление по крайней мере за 10 (десять) рабочих дней после принятия членства. Как только участники решают уйти, компания должна сделать следующие шаги:
 3.1 Вернуть членские взносы.
 3.2 Выкупить непроданные товары, ранее купленными бывшими представителями.

4. Номинальный членский взнос.

Размер членского взноса должен быть разумным в рамках общественности. JAKIM отметили, что это сумма взноса должна быть связана с административными расходами при регистрации человека в качестве представителя и расходы на распечатку материалов (например, этический кодекс поведения, стартовый набор, инструменты для бизнеса и т. д.). Соответственно, членские взносы, которые взимаются без какой-либо компенсации и возврата (например, за стартовый набор) может означать риба аль-фадль (риба аль-фадль – неравномерный обмен одного и того же товара между сторонами, в результате которого возникает диспропорция в количестве или величине обмениваемых товаров) и риба ан-насиа (риба просрочки – когда займодавец даёт долг заёмщику и требует с него выплату штрафа за просрочку возврата долга).

5. Намерение стать потребителем

Компания должна дать понять, что нужно различать публичных потребителей (которые покупает товары по розничным ценам для личного потребления) и представителей (которые покупают для себя и продают товар другим, чтобы заработать законную комиссию). Если между ними нет разграничения, это будет противоречить шариату.

Это довольно важный пункт по которому можно определить нормальную сетевую компанию от пирамидальной финансовой системы, у МЛМ компании есть четкое разграничение между клиентами и агентами с точки зрения приобретения товаров, так как это показывает востребованность продукта у обычных потребителей, то есть, если сотрудники компании очень сильно и бескомпромиссно давят на то, что нужно обязательно становиться представителем и не уделяют должного внимания самой продукции и востребованности у розничных клиентов, то это должно начинать вызывать подозрение.

6. Виды контрактов в прямых продажах

Условия контракта должны быть четко оговорены. Исламские контракты используемые в любых MLM компаниях могут быть одними из следующих:

Контракт Джуаля - это особый вид договоренности в исламских финансах, который относится к системе вознаграждения, более ориентированной на результат, а не на процесс, связанной с работой
(пример: Государство нанимает компанию для проведения бурения месторождения газа, результат неизвестен, и вознаграждение будет определяться в зависимости от результата).


Агентский контракт Вакаля - этот вид договора дает право участникам действовать от имени компании. Если член обращается к покупателю с просьбой продать товар, этот участник фактически является доверенным лицом сама компания.


Вакала биль-Уджрах - это гибрид агентского контракта и джуаля. Член наделен полномочиями представлять компанию в продвижении товаров и услуг. В результате полученного дохода от продаж, члены получают соответствующее вознаграждение. В гибридном контракте, обе стороны связаны, и никто не может расторгнуть этот контракт без согласия другого.


7. Договорная взаимность

Не поедайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (Ан-Ниса 4:29)

JAKIM считает, что и компания MLM, и ее участники должны иметь
взаимное согласие на сотрудничество и систему вознаграждения. Не должно быть элементов принуждения, неправомерного влияния, манипуляции, сокрытия информации и контракт должен был максимально прозрачным, четким и заранее оговоренным.
Без элементов гарар (неопределенности) и риба' (ростовщичества).

8. Преимущества участия

Участники MLM компании должны получить либо скидку, либо комиссию от продаж продуктов, и должны независимыми бизнес-владельцами продуктов MLM.

9. Критерии продукта

Предлагаемые товары не должны быть рибави, а оплата и доставка
предметы должны быть на условиях
спот-контрактов.

10. Цены на продукцию

Цены на продукты MLM не должны быть слишком высокими по сравнению с разумной ценой, которую люди ожидают. Цены могут отличаться в зависимости от типа и качества продукции, а также наличия послепродажного обслуживания.


11. Система вознаграждений
Система вознаграждения может быть в форме комиссионных, бонусов или других экономических выгод, согласованных между участниками и MLM-компанией, и она должна основываться на продажах продукции, а не на найме.


12. Консультации с Shariah Advisory
Чтобы получить сертификат соответствия шариату, компания MLM должна иметь как минимум двух консультантов по мусульманскому шариату, которые имеют как минимум степень в области обычного фикха или муамалят и иметь опыт работы в сфере исламских транзакций.


13. Программы обучения
Хорошая компания MLM должна инвестировать в обучение всех своих членов, как новичков, так и профессиональных членов. Обучение нужно проводить регулярно, либо бесплатно, либо за номинальную плату.

14. Политика возврата и выкупа
Законная компания MLM подготовит письменный договор, содержащий
Политику Возврата и Обратного выкупа. Согласно JAKIM, если участник не может продать товар в течение 6 месяцев, компания должна выкупить товар и оплатить бывшему участнику не менее 90% от суммы.

15. Политика расторжения договора.
Компания MLM также должна установить четкие процедуры, условия и положения, если член решит полностью выйти из схемы.

Что делает MLM харамом и пирамидой?


Согласно JAKIM в своей последней публикации в 2013 году, , Garis Panduan Perniagaan Jualan Langsung Secara Pemasaran Berbilang Tingkat (Multi-Level Marketing) menurut Shariah, компании MLM, которые имеют следующие особенности, могут быть вовлечены либо в харам (то есть запрещено), либо в шубха ( т.е. сомнительные / неясные) транзакции:

Элементы пирамиды:

  • Такая схема включает в себя определенную степень майсира или кимара с использованием азартных элементов денежной игры. Вновь принятые на работу нижестоящие участники теряют плату за участие, если они не могут найти других людей для присоединения к схеме.
  • Отсутствие письменного соглашения между компанией и участниками.
  • Схема ориентирована только на набор персонала, а не на продажу
    продуктов, полезных для общества.
  • Основной доход компании - от уплаченных взносов
    нижестоящим, а не за счет выручки от проданной продукции.
  • Участники должны приобрести минимальный заказ или определенные товары, указанные компанией, или платить минимальную сумму (на регулярной основе), чтобы пользоваться бонусами или другими преимуществами, вытекающими из нижестоящих или личных продаж.
  • Участники должны внедрить «предварительную загрузку инвентаря». Это случаи когда компания MLM требует, чтобы участники «приобрели необоснованное количество запасов, которые невозможно реально перепродать и / или использовать в разумные сроки» (Barbener, 2013).
  • Членский статус можно купить [за деньги]. В легитимном МЛМ-бизнесе участники продвигаются по службе на основе их опыта работы в области продаж или обучения нижестоящих.
  • Жесткая [и несправедливая] система вознаграждений, основанная на иерархической структуре, и существование гласного или негласного запрета для участников, начинающих уровеней, зарабатывать больше, чем вышестоящие, хотя первый работал больше, чтобы получить больше продаж, чем второй.
  • Отсутствие политики возврата или обратного выкупа, и участники не могут отказаться от этой схемы.

Элементы обмана, манипулирования, эксплуатации в маркетинговом плане и схеме стимулирования:

  • Нечестные сделки.

Элементы принуждения

  • Жесткие продажи, предполагающие применение психологических уловок, коллективного принуждения нежелательных для потребителей.
  • Потребителям предоставляется недостаточно времени для оценки продукта после того, как продавцы сделали презентацию и дали объяснения.
  • Участникам не предоставляется возможность выбора типа и количества продуктов для покупки, поскольку они могут покупать только фиксированные пакеты.

Элементы расточительства

  • Некоторые участники могут быть принуждены покупать товары в больших количествах по оптовым ценам в надежде получить прибыль от продажи в розницу, но у них нет надежного стратегического бизнес-плана.
  • Покупка товаров нереалистична, т.е. не основана на фактическом потреблении и способности участников их продать.
    Если эти продукты не могут быть проданы, их, возможно, придется выбросить, если они являются скоропортящимися, или у участника могут возникнуть проблемы с возвратом товаров компании, поскольку нет четкой политики возврата.


Обещание фиксированного вознаграждения без приложения усилий

  • Любая MLM-компания, обещающая фиксированное вознаграждение в виде комиссионных или бонусов без каких-либо усилий, противоречит принципам шариата, так как это содержит элемент риба.

Элементы сомнения (шубха)

  • Об этом упоминается в отрывке из хадиса ниже:
    ... ا ً مور ْيٍَ َذِ َلٍ أُ َ َّنٍ ب ِ ا َ يٍ و َِلن َمٍ ب ا َ َحر ْ َّنٍ ال ِ ا َ يٍ و َِلن َح َال َلٍ ب ْ َّنٍ ال ِ
    «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют...
    (النسائي سنن, том 5, книга 44, хадис 4458)

Еще дополнительно хочу отметить, что в исламе запрещено совмещение двух сделок в одной:

Например, продавец говорит: «Я продал тебе этот дом за тысячу наличными или за две тысячи в рассрочку в течение года». И покупатель принимает дом или за наличные средства или в рассрочку.
Другой пример: «Я продал тебе эту машину с условием, что ты продашь мне свой дом за две тысячи». Такая сделка запрещена в Исламе и считается недействительной по причине неизвестности стоимости в первом случае и связи с условием во втором случае.

Передают, что Абу Хурайра сказал:

» نهى رسول اللَّه صلى اللَّه عليه وسلم عن بّيْعَتَ في بَيْعَةٍ «

«Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать две торговые сделки как одну» (имамы ат-Тирмизи и Ахмад).

Сетевой маркетинг можно рассматривать как две независимые торговые сделки. Ученые разошлись лишь во мнении относительно классификации этих двух сделок. Одни ученые назвали эти две операции «покупкой» и «вознаграждением за некие услуги», другие «покупкой» и «оказанием посреднических услуг».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«
Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Аль-Бакара», аят 275)

Хадис: Повелитель правоверных Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передал: «Я слышал, как Послан­ник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, все дела [оце­ниваются} только по намерениям, и, поистине, каждому человеку [достанется] лишь то, что он намеревался [обрести]. Тот, чья хиджра бы­ла к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Ал­лаху и Его Посланнику, а тот, чья хиджра была ради обретения мирских благ или ради женить­бы на женщине, переселится [лишь] к тому, к че­му он переселялся”» [Бухари, № 1; Муслим, № 1907].

«Не поедайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (сура "Ан-Ниса" аят 29)

Практика международных соглашений или применение законов некоторых государств в отношении торговли сами по себе не являются причиной для запрета, если они не противоречат положениям и принципам шариата. При этом соблюдение сути этих соглашений является обязательным с точки зрения шариата. Это основано на словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам » 6, – за исключением того, что дозволяет запретное, или запрещает дозволенное, что основано на высказывании Пророкаﷺ: « Мусульмане обязаны соблюдать оговоренные условия, за исключением тех, которые разрешают запретное или запрещает дозволенное»


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И ДВА ОЧЕНЬ ПРОСТЫХ КРИТЕРИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МЛМ И ФИНАНСОВОЙ ПИРАМИДОЙ:

1. Следите за намерениями людей, которые вас привлекают к сотрудничеству:

Вас не должны обманывать с самых первых слов при начале общения и обсуждения возможности заключение партнерского договора с МЛМ компанией, если вы чувствуете, что вам что-то недоговаривают или постоянно делают акцент на потенциальных сверх доходах, пассивного заработка, успешного успеха, а не на качествах и преимуществах продукции, то уже можете смело делать предварительные выводы!


Сообщается, что Сафван ибн Сулейм сказал:
Однажды (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) спросили: “О Посланник Аллаха, может ли мусульманин быть трусливым?” Он сказал: “Да”. У него спросили: “Может ли мусульманин быть жадным?” Он ответил: “Да”. Спросили также: “Может ли мусульманин быть лжецом?” Он ответил: “Нет”». Этот хадис передал имам Малик в «аль-Муваттаъ» (1795), а по его пути аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (4622).

Хадис слабый, но сути это не меняет.

А теперь прочитайте еще один хадис (я не могу указать источник, но я его слышал от известного ученого шейха в мечети в Ташкенте):

Сборник хадисов Аль-Бухари очень достоверен, потому что он очень строго подходил к проверке передатчиков хадисов, следующая история тому подтверждение: Аль Бухари требовалось подтверждение одного хадиса, и ему передали, что в далекой пустыне есть человек, который слышал этот хадис непосредственно от человека, который слышал от сподвижника (что-то в этом роде), и Аль-Бухари отправился в дальний путь, приехав к этому человеку (был вечер), он увидел, что человек загоняет лошадь в стойло заманивая сахаром, но когда лошадь зашла в стойло, он не дал ей сахар (обманул ее). Аль Бухари сказал, если этот человек обманул лошадь, то и меня обманет, развернулся и даже не стал разговаривать с этим человеком.

Соответственно, если вы при общении почувствовали хотя бы намек на ложь, то можете предположить, на чем строится бизнес, и вам соответственно в будущем тоже придётся лгать совместно с вышестоящим начальством для достижения своих корыстных целей.

2. Товар должен быть востребованный, эксклюзивный и уникальный.

Вы должны сразу включать подозрение, если вы видите, что каталог продуктов набран бессистемно и хаотично. Неправильно, когда компания занимается, скажем, здоровьем, часами, красотой или обучением — всем по чуть-чуть. Это несерьезно. Значит в компании отсутствуют потребители, готовые рекомендовать ее продукт просто так — без коммерческой выгоды. И еще это означает, что продукт не несет никакой миссии. А значит отсутствует мощный атрибут и долгосрочный стимул развития, присущий всем легитимным крупным МЛМ — проектам.

Если вы решили заняться МЛМ бизнесом, то ключевое слово здесь бизнес, вы должны смотреть на это как бизнесмен/бизнесвумен, как мусульмане мы должны уметь отличать зерна от плевел, понимать причинно-следственную связь мироздания созданную бесконечно Мудрым Господом миров, и понимать, что есть ходовой товар, который нужен людям сегодня и будет нужен завтра, а есть неходовой товар, который пытаются впарить возможными и невозможными способами, используя при этом отрицательные и слабые черты человеческого характера (жадность, алчность, отчаяние и неграмотность).

Пусть поможет всем нам Аллах Тааля.

Смотрите запись интересного прямого эфира c подробными ответами на вопросы о сетевом маркетинге по ссылке:
https://www.instagram.com/tv/CIv7DDMF0le/?utm_source=ig_web_copy_link

Исследование сделано при помощи следующих источников:

https://umma.ru/setevoj-marketing-halyal-ili-haram/

https://www.maybank2u.com.my/iwov-resources/islamic-my/document/my/en/islamic/scoe/knowledge-centre/research-paper/Multi-Level-Marketing-In-Islam.pdf

https://islamicmarkets.com/publications/multi-level-marketing-from-islamic-perspectives

http://islam.ru/content/economica/51150