Найти тему
Новости Обо Всём

Comedy уже не тот: как Павел Воля и другие резиденты превратились в гламурных богачей

Оглавление

«Встретила в лесу Красная Шапочка Прохора Шаляпина и взмолилась:

— Ой, не тронь меня...

— Нафиг ты мне нужна. Где живёт твоя бабка?»

Примерно так учитель из Пензы и гламурный подонок Павел Воля стебался над знаменитостями в 2005 году, когда Comedy Club взорвал индустрию юмора в России. Но за 15 лет из народных любимчиков резиденты превратились в вальяжных богачей. Как «старичкам» Comedy Club удается держаться на плаву, кто сейчас смотрит это шоу и что ждет его дальше, — рассказывает Александр Дементьев, журналист, стендап-комик и автор дзен-канала «Популярная наука».

Рождение нового юмора: предыстория Comedy Club

До Камеди российский юмор был довольно беззубым: комики писали шутки, не привязанные к злободневным, волнующим всех темам. Такой юмор выглядел бледно на фоне американских комедий, где герои не стеснялись шутить про секс и смерть.

В 2005 Comedy Club произвел фурор в юмористической индустрии. Ребята взяли американский формат комедии и адаптировали его под Россию: со сцены звучал стендап, а многие номера строились на импровизации. В перебивках звучала не русскоязычная попса, а модный RnB и современный рок, на заднем плане танцевали полуголые девушки, ведущий Таш Саркисян ходил в килте.

При этом юмор стал гораздо понятнее и ближе зрителю. Например, вместо политического заказа комики начали шутить на бытовые темы. Шоу дало народу то, чего не было в КВН — шутки про проблемы, которые близки всем, забавные ситуации на злобу дня.

Типичная шутка КВН:

Мальчик Петя ударил молотком по пальцам трудовика и получил пять. По крайней мере, ему так послышалось.

Типичная шутка Камеди:

Мы, русские, никого не боимся. Ни самих русских, ни людей за границей. Когда приезжаем за границу, ведем себя так, будто у них нет никаких законов, как будто мы в аквапарке. "Мужчина, не писайте здесь!" — "Пошел вон, шенген, 90 дней! Я визу покупал!"

-2

Народный юмор от учителей, врачей и слесарей

Изюминкой проекта стали яркие и харизматичные резиденты:

  • Павел Воля — преподаватель из Пензы, работал диджеем на радио. Позволял себе потушить сигарету в бокале шампанского знаменитости, отпускал колкие шуточки в адрес звезд: «Группу Тутси вообще не коснулся кризис — как не было концертов, так и нет!»
  • Гарик Харламов пел песни в переходах и рассказывал анекдоты на Арбате. Вместе с Тимуром Батрутдиновым они взрывали мозг экспериментальным юмором и делали миниатюры на злобу дня. Так, в выступлении «Самые худшие авиалинии» пилот заставил пассажира крутить педали для взлета, а в миниатюре «Экстрасекс» в медиума самым неприличным образом вселилась душа Сталина.
  • Александр Ревва до шоу работал слесарем на донецкой шахте. В «Камеди» играл то брутального мачо, то шепелявую старушку.
  • Вадим Галыгин был военным. Мог воплотить любой образ, от туповатого школьника до сумасшедшего академика.
  • Гарик Мартиросян окончил медицинский университет и три года работал невропатологом. Разбавлял юмористическое безобразие «Камеди», выступая с более интеллигентными шутками.

Резидентами Камеди становились не артисты, не выпускники театральных училищ, а простые ребята, и это сближало их со зрителями. Так комики заслужили народную популярность.

Я помню свой первый гонорар с вечеринки Comedy — 400 рублей. Это были гигантские деньги, я тогда мог себе позволить шаурму, сижки и пивас.
Тимур Батрутдинов

Новые русские резиденты

Чем известнее становился Comedy Club, тем больше богатели его резиденты: они начали вести корпоративы, появляться на светских вечеринках, сниматься в кино и запускать собственные проекты. Концепция «парней из народа» больше не работала: публика перестала воспринимать их как своих.

У нас в стране плохое отношение к деньгам. Люди представляют себе богатого человека как вора, который украл эти деньги у них же. Все привыкли, что стендап-комик должен выйти и говорить: "Как мне плохо, меня бросила баба, у меня нет денег, я хотел полететь в Таиланд, а меня задержали и не выпустили из страны", ты сочувствуешь, и из этого рождается юмор.
Гарик Мартиросян

-3

Всему Камеди пришлось перестраиваться — и оно превратилось в шоу богачей для богачей. Появились новые механики: например, в рубрике «Предварительные ласки» Серж Горелый делился методиками соблазнения, а в «Харламов против всех» Гарик смешил знаменитость, пока та не сдержится и рассмеется в ответ. Резиденты снимают мини-фильмы («Бородач», «Прожарка»), а тот же Паша Воля перешел со стеба звезд на классический стендап.

Хотя комики и стали успешными звездами, они все равно продолжили стебать богатство, причем с самоиронией. И вновь в шутках начали узнавать себя зрители — только не из народа, а из богатой тусовки.

[В 2010 году] у нас был и кризис идей, и кризис концептуальный. Мы не понимали, куда двигаемся, и начали терять своего зрителя. Тогда мы решили из клубного андеграундного шоу превратить «Камеди» в телевизионное шоу. Это предполагало наличие других гостей, совершенно другие декорации, большое помещение, огромный экран, музыку, видеоклипы USB и так далее.
Гарик Мартиросян

Тупиковая ветвь развития

Сейчас Comedy Club оказался в тупиковой ситуации. Не из-за того, что авторам не хватает креатива — там работают вполне современные и модные люди. Просто «Камеди» стал продуктом, интересным только аудитории 40+.

Простые пацаны с района, начинавшие смотреть шоу в 2005-м, выросли в зажиточных людей с деньгами, которым можно показывать дорогую рекламу. Шоу делает на них деньги, а продюсеры даже не стремятся привлечь новую аудиторию: всем и так хорошо.

-4

Comedy Club сильно отдалился от народа, поэтому шоу уже не такое злободневное, как раньше. Резиденты показывают те же номера из нулевых, только с другими персонажами: раньше смеялись над звездами эстрады, а теперь над тиктокерами и блогерами.

Типичная шутка нулевых:

Новости шоу-бизнеса: Мэрилин Мэнсон блюет под фонограмму.

Типичная шутка сейчас:

Самые популярные тренды ТикТока: «облизни стульчак унитаза» и «описайся в штаны». Ребят, я знаю, какой будет новый тренд — «облизни обоссаные штаны».

Попасть в Камеди Клаб практически невозможно, целевая аудитория с трудом принимает новых комиков. Она уже привыкла к Харламову и Павлу Воле, знает, как и о чем они будут шутить. Бывает, в качестве эксперимента берут «молодняк», но у него низкий рейтинг, им не интересуются зрители. У молодежи сегодня совсем другие герои: им больше нравятся Сабуров и Щербаков, чем резиденты. Поэтому-то шоу и не гремит на всю страну: аудитория уже сформирована и приносит доход, незачем привлекать новых зрителей.

«Кривое Камеди» не за горами?

За рулем Камеди Клаба мастодонты, которых все устраивает: бизнес идет, денежка капает. Если они и умрут, то медленно: вероятно, шоу продержится еще 15 лет. Вряд ли Comedy Club скатится до уровня «Кривого зеркала» для бабушек и дедушек: у резидентов большой опыт в юморе, они могут перейти и в другие проекты. Почти все светятся в молодежных шоу или запускают их сами. За исключением Воли, который получает гигантские деньги — ему нет резона меняться.

Я не чувствую: "А-а-а, черт, конкуренция, я Петросян, меня скоро уберут". Да мне срать на это все! Ты же не можешь в 40 лет шутить про закладки, потому что будешь выглядеть идиотом. Твоя аудитория взрослеет вместе с тобой, это данность, от этого никуда не деться. Если кто-то этого не понимает и пишет тебе в комментах: "Петросян!", дай ему 15 лет, потому что пока он дебил.
Павел Воля

-5

Илья Соболев первым вышел далеко за рамки Камеди Клаба и стал гиперуспешным на ютубе. У Смирнова, его коллеги по трио, свой стендап-клуб, и даже Мартиросян обкатывал стендап-материал на молодежной аудитории. Харламов снимается в сериалах, ведет шоу с Батрутдиновым. Резиденты ведут двойную жизнь, и это еще поддерживает репутацию шоу.

Какая бы судьба ни ждала Comedy Club, нельзя отрицать, что именно благодаря ему юмор в России начал профессионально развиваться. Многие современные стендап-комики выросли на этом шоу, а благодаря его популярности юмористам теперь платят хорошие деньги.