Недавно на нашем канале вышла статья, посвященная песням, автором которых является Александр Городницкий. Она получила немало самых разных откликов, но один меня особенно задел. Помимо "пинания и вразумления бестолкового автора" в комментарии упоминалось имя другого барда - Анэса Зарифьяна, чьи песни мне знакомы с детства.
Песни Зарифьяна не имеют прямого отношения к туризму. В них не описываются трудности походной жизни, горы, реки и леса. Ну, может за исключением нескольких, в том числе песни про перевал Туя-Ашу. Но она посвящена не столько горам, сколько жизни научных сотрудников, занимавшихся там исследованиями.
Анэс Гургенович бывал в экспедициях на перевале, работал, проводил эксперименты, а затем изложил в стихах свои впечатления о советской науке. И, похоже, это была действительно увлекательная деятельность: исследования, эксперименты... А так как выезжали в экспедиции в основном молодые ученые, не обходилось и без бесшабашных поступков вроде обустройства самого высокогорного в СССР пляжа.
Анэс Зарифьян родился и живет в г. Бишкек (ранее назывался г. Фрунзе). Теперь это - другая страна, но его заслуги как в области науки, так и в творчестве признаны и в Киргизии, и в России.
В профессиональной сфере - успешный ученый:
- кандидат медицинских наук, профессор;
- автор и соавтор более 140 научных трудов (его книга "Работа сердца" признана Минздравом СССР одной из лучших в своей области);
- председатель диссертационного совета в Кыргызстане;
- декан медицинского факультета и зав. кафедрой физиологических дисциплин Кыргызско-Российского Славянского университета (г. Бишкек).
- Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,
В творчестве:
- поэт, бард, сценарист, журналист, член Союза писателей Кыргызстана;
- автор 20 поэтических книг и песенников;
- исполнитель, выступавший с концертами в Ленинграде, Москве, Туле, Калуге, Прибалтике, на Украине, Урале, во всех столицах республик Центральной Азии;
- участник региональных и Всесоюзных фестивалей авторской песни, в том числе, Грушинских слетов;
- Заслуженный деятель культуры Кыргызстана, Почётный гражданин города Бишкек.
Тексты песен настолько точно отражают нашу действительность, что просто удивительно. Человеческая натура, видимо, с годами не меняется. Например, песня "Свято место". Послушайте, и поймете сами.
Его песни ироничные, философские, романтичные. Это размышления, рассуждения. Их не получится слушать в пол уха потому, что в отличие от "поп-шедевров" (где по десять раз повторяются одни и те же четыре строчки), это монологи, истории, понятные и близкие, рисующие картины типичной рабочей рутины:
И пока мы без труда
Целый день – туда-сюда
(Чтоб суровое начальство не сердилось),
Мысль хорошая пришла,
Нас на месте не нашла,
Подождала пять минут – и удалилась.
Думать некогда, увы!
Ноги – вместо головы.
Потому и утверждается в народе,
Что хорошая мысля
К нам приходит опосля.
Хорошо, коль вообще ещё приходит!
(фрагмент песни "Хорошая мысля приходит опосля")
готовности приспосабливаться из страха что-то менять в жизни:
Человек
двадцати с лишним лет
Меж запретных дверей
помещён:
Слева чёрным –
«Выхода нет!»,
Справа красным –
«Вход воспрещён!»
......
Меж дверьми
он провёл все года
И последние
жалкие дни.
Не узнал человек
никогда,
Что…
не заперты были они. (фрагмент песни "Адаптация")
это напоминание, что нужно жить, а не существовать:
Жизнь многоцветна, и всё-таки едкий ироник –
Тот, что пристроился в черепе между ушей, –
Мне заявляет ехидно: "А ты, брат, дальтоник.
Жизнь – она серая-серая,
вроде мышей".
Только живу я по-прежнему детскою верой,
Жизнь ощущая свою, как цветное кино.
Лишь бы и вправду она оказалась не серой.
Алая, белая, чёрная... –
мне всё равно!
(фрагмент песни "Алая, белая, чёрная...")
В общем, учат тому же, что и современные книжки по психологии, но ненавязчиво, мудро. И их слушать приятнее.
Возможно потому, что Анэс Зарифьян живет не в России, его песни не так широко известны «в народе», как творения других бардов. Я имею в виду не любителей бардовской песни и завсегдатаев Грушинского фестиваля, а «простых смертных», которые иногда выбираются в походы и поют песни у костра. К сожалению, мои поющие друзья плохо знакомы с его творчеством. А мое пение способно распугать всю живность на пару километров вокруг.
Поэтому пою дома. Дочь все детство засыпала под "Лилит" и "Привычное дело" вместо колыбельных.
Надеюсь, эта статья поможет исправить ситуацию, и у песен Анэса Зарифьяна появится больше поклонников.
Если вам интересна тема авторской (бардовской, туристской) песни, то здесь собраны все статьи Дзен-канала AnavrinTrip о лучших бардовских песнях.
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!