Стараться вовремя распознавать, как к нам относится окружение - полезно. С помощью этой способности мы в том числе поддерживаем коммуникацию, налаживаем социальные контакты и не переспрашиваем каждый раз людей вокруг "не подумали ли о нас чего лишнего". Пока такие суждения не носят глобального и всеохватывающего характера, они - полезны и могут помогать нам во многих ситуациях.
Однако в каких-то моментах без уточнения об отношении нам не обойтись, ведь мы не способны точно угадать чужих мыслей. Правда, бывают ситуации, в которых пытаемся:
"Меня считают скучным/ой";
"Я ему/ей надоедаю";
"Он/а хочет уйти от разговора".
Таких моментов может быть много, и не все из них полезны/оправданы и рациональны: аргументация большинства окажется безосновательна: "посмотрел/а на меня как-то странно", "промолчал/а", "не ответили сразу", "смотрел/а на часы". Все эти "доказательства" мы быстро считываем и предполагаем наличия в них в них особого для нас смысла.
Часто, например, мы переживаем о том, что другие подумают о нас плохо - и считываем в их поведении доказательства того, что подтвердило бы наше беспокойство. Но откуда взялось само переживание? Если согласиться с тем, что в действительности чужую мысль мы прочесть никак не можем, значит, точка отсчета находилась у нас в голове. Выходит, сначала мы сами предполагаем что-то плохое/странное/нехорошее о себе, и только потом переносим свое предположение на окружающих и ищем ему подтверждение - другие как будто могут "раскусить" нас.
Таким образом, умело создается тоннель восприятия: мы ищем доказательства нашего предположение - находим (ведь кто ищет, всегда находит) - укрепляемся в своем веровании.
Что можно было бы сделать в этом случае? Попробовать изменить тоннель восприятия, в который мы попали: для этого мы можем занять позицию исследователя:
Спросить, в действительности ли о нас думают так;
Поразмышлять над альтернативами такого поведения (может, собеседник устал? Или ждет звонка, вот и смотрит на часы?);
Подумать, какими нам хотелось бы быть в глазах других людей - может и доказательство того, что в нас есть важные нам качества найдется так же легко, как подтверждения обратного?
Другие люди размышляют не так, как будет привычно размышлять нам; то поведение, которое могли бы продемонстрировать мы, когда нам скучно слушать собеседника, вероятно окажется несвойственно кому-то еще. Нас могут раздражать опоздания, а других - нет. Мы можем обижаться на какие-то вещи, другие - нет. Именно разнообразие людей вокруг нас делает невозможным это интересное умение - "чтение мыслей".