Найти тему
Intellect Trade Company

Что такое рыночная капитализация компании?

Начнем с того, что любая компания – это товар, и он имеет свою цену. Если большинство имеют оценочную стоимость, то есть, грубо говоря, исходя из вложенных средств, имеющихся активов и перспектив деятельности, то публичные компании оцениваются по рыночной стоимости. Например, сколько стоит компания Tesla? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть ее рыночную капитализацию. Причем стоимость компании меняется исходя из спроса и предложения на ее акции на фондовом рынке.

Итак, рыночная капитализация представляет собой общую стоимость акций компании, находящихся в обращении в данный момент. Она рассчитывается путем умножения количества акций в обращении на цену одной акции. Если у компании торгуются обыкновенные и привилегированные акции, то сначала считается общая капитализация по каждому типу ценных бумаг, затем результаты суммируются. Если акции торгуются на нескольких биржах, капитализация рассчитывается по цене акций на одной бирже.

Этот показатель используется для определения «размера» компании, потому что его легко рассчитать, и он является наиболее показательным критерием. Рыночная капитализация бизнеса отражает его волатильность, риски и потенциал роста, поэтому инвесторы часто используют ее при оценке инвестиционной привлекательности компании.

Поскольку цена акций меняется изо дня в день, расчет рыночной капитализации является лишь срезом на момент расчета. Скорее всего, у быстро растущей компании будет сильное повышение курса акций, что, в свою очередь, повысит и рыночную капитализацию.

Условно капитализация делится на три категории. Рассмотрим на примере российского рынка:

  • Малая — до $1 млрд. Такие компании относятся ко второму и третьему эшелонам: КАМАЗ, «Белуга Групп», «Мечел».
  • Средняя — $1–10 млрд. Компании средней капитализации могут быть лидерами своей отрасли: «Ростелеком», «ФосАгро», «Группа ПИК».
  • Высокая — от $10 млрд. ВТБ, «Роснефть», «Полюс золото».

Считается, что компании малой капитализации имеют больший потенциал роста, но вложения в эти акции более рискованные, чем в бумаги первого эшелона. Они тяжелее переживают кризисы, стоимость кредитов для них дороже. Компании с малой капитализацией могут быть новичками в существующей отрасли или серьезными игроками в новой отрасли. Инвестирование в такие компании требует большей терпимости к риску из-за неясной конкурентоспособности и перспектив отрасли.

Компании средней категории, как правило, быстро улучшаются, и они имеют все возможности для использования преимуществ группы. Если предпочтение отдается инвестициям с риском, у этих акций есть потенциал высокой прибыли с управляемым риском.

Компании с высокой капитализацией выглядят более надежными в глазах инвесторов и кредиторов. Им легче привлекать деньги через кредиты и выпуск облигаций. Благодаря доверию инвесторов и устойчивому финансовому положению их акции падают в кризис медленнее бумаг второго и третьего эшелонов. Компании с крупной капитализацией, как правило, являются доминирующими на рынке и в отрасли.

Стоит отметить, что далеко не всегда рыночная капитализация отражает реальную стоимость компании. Стоимость бумаг зависит от того, какова прибыль компании, перспективы развития, уровень доверия к менеджменту и многих других факторов. Как правило, компания-лидер своей отрасли имеет более высокую рыночную капитализацию по сравнению с остальными.

Компании, которые занимаются наиболее развивающимися видами деятельности, например, в области новых технологий, имеют огромную рыночную капитализацию, если они перспективны. Их рыночная капитализация во много раз больше объема их деятельности. Большую рыночную капитализацию может иметь даже убыточная компания, если она быстро растет, работает в прогрессивном, развивающемся секторе, и много денег вкладывает в свое развитие.

Рыночная цена может быть выше или ниже реальной стоимости бизнеса компании. Например, с июня по июль 2020 года капитализация производителя электрокаров Tesla выросла на 60%. Но за это время у компании не появились новые активы, она не стала больше зарабатывать и не рассчиталась с долгами. Капитализация выросла только на доверии инвесторов к компании и их веры в будущий рост бизнеса. Поэтому капитализация не всегда годится для оценки бизнеса и справедливой стоимости акций.

Рыночная капитализация является очень важным показателем при оценке и несомненно отражает привлекательность компании при выборе бумаг для инвестирования. Однако, этот показатель не является определяющим. Когда вы собираетесь приобрести бумаги той или иной компании, всегда нужно задавать себе вопрос: а купил бы я полностью эту компанию? А такое решение невозможно принять только исходя из ее стоимости. Для ответа на поставленный вопрос, необходимо провести хотя бы минимальный фундаментальный анализ. Но стоит отметить, что компании с наибольшей капитализацией в отрасли, как правило занимают лидирующие позиции в своем секторе, а значит являются наименее рискованными.