Продолжаем читать перевод эссе Андреа Дзордзи "Ритуалы юношеского насилия в итальянских городских сообществах позднего Средневековья". Сегодня третья часть: о сложности работы городских чиновников, проблемах взаимодействия с электоратом, общинном тим-билдинге и других городских увеселениях XIV века.
Ранее на русском языке не публиковалось.
Читать с начала: Часть 1, Часть 2.
Роль мальчиков в ритуалах отречения от власти
Окончательное "изгнание" из общины тел казненных людей, которые грубо нарушили его законы, установило некоторые существенные элементы традиционного церемониала общественного правосудия: внимание к символической ценности места или степень позорного подтекста надругательства над телом в зависимости от преступления и последовавшего наказания (в обычае, например, ампутации части тела или подвешивания его вверх ногами). Иногда, однако, самосуд, совершаемый мальчиками, полностью заменял официальную казнь, по сути предотвращая ее, как знак проявления более высокого, божественного стремления к справедливости. Во время одной из нередких попыток заговоров, имевших место в те годы против режима гильдий, заговорщик Симоне ди Бьяджо "был схвачен людьми, а мальчики бросали камни [...] в ворота Сардинии, через которые он пытался сбежать". Его узнали "и они начали бить его топором, разрубив голову до рта; а затем ему на шею повязали петлю, и мальчики [...] потащили его через Флоренцию до дома мессера Томмазо Строцци, где они отрезали ему руки и играли ими в мяч [...]. И банда, что его тащила, прошла таким путем [...] через дом Альби, через Сант-Эджидио, к Канто ди Балла [...], а тем временем его старший сын, по имени Филиппо, был убит: их бросили вместе в яму и оставили там не закопанными четыре дня, потому что мальчики не позволяли засыпать могилу на площади Сан-Джованни, чтобы они [Симон и Филиппо] были примером для своих соратников".
В других случаях действия мальчиков могли постоянно смешиваться с актами общинной (революционной) жестокости, проявлявшиеся в ходе борьбы за власть. В толпе, которая жестоко нападала на узурпаторов, ведущую роль играли пуэри. Например, в июле 1343 года, в дни падения Вальтера VI Бриенского, герцога Афинского и лорда Флоренции, который правил немногим более года, разразилась охота на чиновников герцога. В тщетной попытке успокоить толпу, осаждающую резиденцию правительства, Гуалтьери "скормил" им некоторых из своих чиновников (мы увидим, что это выражение вовсе не метафорично!). Многих несчастных линчевали и разрезали "на мелкие кусочки". Один из самых коррумпированных чиновников, налоговый нотариус сер Арриго Фей, при попытке покинуть город, переодевшись монахом, был схвачен и немедленно убит. "Городские мальчишки взяли его и, сорвав с него одежду", протащили "голым через весь город, а затем на площади Пьяцца деи Приори повесили за ноги [...], как свинью, и он был [после] привязан за хвост лошади".
Спустя несколько лет аналогичная судьба постигла римского трибуна Кола ди Риенцо, против которого восстала та же толпа, что ранее поддержала и вознесла его, а теперь была разъярена его жесткой налоговой политикой. Ужасающие описания убийства Колы, составленные анонимным римским автором в своей "Хронике", хорошо известны, чтобы повторять их здесь. Достаточно указать на повторение центральных элементов свержение с престола и "изгнания": жестокое убийство, перетаскивание тела по улицам города и повешение трупа в общественном месте. Когда труп Колы подвешивали "у него не было головы. Зад стесался о дорогу, по которой его затащили. У него было так много ран, что он был похож на сито. Не было ни одной части его тела без ран. Он был ужасно толстым и белым, как залитое кровью молоко." Именно в этот момент в "игру" вступили мальчики: труп оставили висеть на два дня, в течение которых "мальчики бросали в него камни".
Из строк анонимного римлянина мы можем отметить повторение ритуальной манеры линчевания в эпизодах смерти Колы ди Риенцо и герцога Афинского. В "Римской хронике" также рассказывается аналогичная история "изгнания" герцога.
Кроме того, история Арриго Фея, "хитрого сборщика налогов", сохранена анонимным римлянином. Сообщается, что "он [Арриго] был большим и толстым, хуже, чем ужасная свинья", и "его вскрыли и подвесили за ноги", вспоминая жестокие обычаи мальчиков: "мальчики безжалостно нападали на него, бросали камни и грязь и били его палками". Летописец сообщает о событиях и людях, наблюдая и фиксируя на их примерах структурные аспекты ритуалов городского насилия.
(продолжение следует)