Найти тему
Славутинский Виктор

Царь-проекты: 28, самолёты А-12 и СР-71, дрон Д-21

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Самолёты А-12 и СР-71, дрон Д-21

Год создания 1962й

Длина 31 м

Масса 53 т

Тяга двигателей 2х14 т

Дальность 4000 км

Высота полёта 25 км

Скорость 3100 км/ч, 2.6М

Рис. 28. Самолёт А-12.
Рис. 28. Самолёт А-12.

Скоростной и высотный американский разведывательный самолёт, срочно созданный после того, как предыдущий разведчик, просто высотный, был над СССР зенитной ракетой сбит, вызвав крупный политический скандал. Летал приблизительно в пять раз быстрее предшественника.

Для достижения больших скоростей использовал дорогие и сложные двигатели, способные переключаться из турбовинтового режима в прямоточный, и охлаждаемую топливом титановую обшивку. Притом проблема её теплового расширения была решена так, что до нагрева между плитами оставались щели, и машина сильно текла, требуя сначала взлёта и прогрева набегающим воздухом, а потом дозаправки в нём.

Развивать оборонительное вооружение проще, и уже через год после первого испытательного полёта самолёта в СССР появилась способная его достать зенитная ракета, что потребовало модификации, увеличения скорости и потолка на одну десятую, и добавления возможности прыгать за потолок кратковременно. Однако шанс перехвата оставался и с прыжками, потому отсутствовали полёты над Советским Союзом и новых разведчиков.

Программу дальнейшего их совершенствования остановило появление ещё более дальних зенитных ракет, и более того, истребителей способных в кратковременном режиме перехвата до разведчика дотянуться. Кроме того, автоматические спутники решали задачи разведки всё лучше и лучше на вполне законных основаниях, без риска международного конфликта.

Аналогичный самолёту по конструктивным принципам автоматический дрон, который должен был бы запускаться со спины машины, допуская возможность собой жертвовать и списывать потом нарушение на случайный отказ техники, в испытательном полёте по отказу двигателя разрушил оба аппарата, и его программа была свёрнута.

Оставшийся задел запустили с обычных самолётов над территориями третьих стран. Тогда как разведчик в основном летал вблизи границ СССР, без практической пользы, но сохраняя видимость оправданности программы в глазах налогоплательщиков.

Следующая часть.