Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.
Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:
1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.
На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.
Самолёты А-12 и СР-71, дрон Д-21
Год создания 1962й
Длина 31 м
Масса 53 т
Тяга двигателей 2х14 т
Дальность 4000 км
Высота полёта 25 км
Скорость 3100 км/ч, 2.6М
Скоростной и высотный американский разведывательный самолёт, срочно созданный после того, как предыдущий разведчик, просто высотный, был над СССР зенитной ракетой сбит, вызвав крупный политический скандал. Летал приблизительно в пять раз быстрее предшественника.
Для достижения больших скоростей использовал дорогие и сложные двигатели, способные переключаться из турбовинтового режима в прямоточный, и охлаждаемую топливом титановую обшивку. Притом проблема её теплового расширения была решена так, что до нагрева между плитами оставались щели, и машина сильно текла, требуя сначала взлёта и прогрева набегающим воздухом, а потом дозаправки в нём.
Развивать оборонительное вооружение проще, и уже через год после первого испытательного полёта самолёта в СССР появилась способная его достать зенитная ракета, что потребовало модификации, увеличения скорости и потолка на одну десятую, и добавления возможности прыгать за потолок кратковременно. Однако шанс перехвата оставался и с прыжками, потому отсутствовали полёты над Советским Союзом и новых разведчиков.
Программу дальнейшего их совершенствования остановило появление ещё более дальних зенитных ракет, и более того, истребителей способных в кратковременном режиме перехвата до разведчика дотянуться. Кроме того, автоматические спутники решали задачи разведки всё лучше и лучше на вполне законных основаниях, без риска международного конфликта.
Аналогичный самолёту по конструктивным принципам автоматический дрон, который должен был бы запускаться со спины машины, допуская возможность собой жертвовать и списывать потом нарушение на случайный отказ техники, в испытательном полёте по отказу двигателя разрушил оба аппарата, и его программа была свёрнута.
Оставшийся задел запустили с обычных самолётов над территориями третьих стран. Тогда как разведчик в основном летал вблизи границ СССР, без практической пользы, но сохраняя видимость оправданности программы в глазах налогоплательщиков.