Найти тему
Москва промышленная

Жизнь в «Темпе». Рассказываем про НПП «Темп» им. Ф. Короткова. Как оно создавалось и над чем работает сегодня?

Оглавление

МиГ-29, Су-27, Су-35, Ту-95, Ту-160 – двигатели практически всех легендарных самолетов нашей страны оснащены разработками столичного научно-производственного предприятия
«Темп» им. Ф. Короткова. В этом году ему исполняется 80 лет. Как создавалось предприятие и над чем работает сегодня – в нашем материале.

МиГ-29, Су-27, Су-35, Ту-95, Ту-160 – двигатели многих легендарных самолетов оснащены разработками предприятия «Темп» им. Ф. Короткова
МиГ-29, Су-27, Су-35, Ту-95, Ту-160 – двигатели многих легендарных самолетов оснащены разработками предприятия «Темп» им. Ф. Короткова

К вершинам мастерства

НПП «Темп» встречает 80-летие с солидным багажом достижений. За прошедшие десятилетия предприятие разработало более 650 типов агрегатов топливной автоматики и регулирования для нескольких поколений авиатехники – от карбюраторных поршневых моторов времен Второй мировой вой­ны до современных систем автоматического управления с электронными цифровыми регуляторами газотурбинных двигателей четвертого и пятого поколений.

В конце 1930-х годов, когда началась ускоренная модернизация советского самолетостроения, в стране производилось недостаточно карбюраторов для авиамоторов. Для решения этой проблемы в СССР создали ряд профильных опытно-конструкторских бюро (ОКБ). В частности, из Московского карбюраторного завода №33 (ныне – ОАО «МПО им. И. Румянцева») было выделено предприятие ОКБ №33, с которого и началась история НПП «Темп». Возглавил предприятие Федор Амосович Коротков – блестящий инженер и организатор, основатель отечественной конструкторской школы систем автоматического регулирования авиадвигателей.

Накануне вой­ны ОКБ №33 удалось в кратчайшие сроки разработать и внедрить в серийное производство целый ряд карбюраторов для двигателей истребителей и штурмовиков. А с первыми залпами Великой Отечественной темпы работы ОКБ выросли еще больше: изделия предприятия Короткова устанавливались на двигатели фактически всех советских боевых и учебных самолетов.

В послевоенные годы, когда наступила эра реактивной авиации, «Темп» окончательно закрепил за собой лидерские позиции в отрасли, разработав принципиально новую систему автоматического управления газотурбинными двигателями (САУ ГТД). Системами «Темпа» были оборудованы и первые реактивные самолеты СССР, и в дальнейшем большинство значимых проектов в области авиа-, вертолето- и ракетостроения не обходились и до сих пор не обходятся без участия предприятия.

Говорит Денис Иванов, генеральный директор НПП «Темп»:

Денис Иванов, генеральный директор НПП «Темп»
Денис Иванов, генеральный директор НПП «Темп»

«Мы ведем научно-­иссле­довательскую и опытно-­конструкторскую деятельность в интересах Министерства обороны, предприятий ОПК и других крупных российских организаций. Наше предприятие – инновационно-­технологический лидер в области агрегатостроения, центр компетенции в области гидрогазомеханики и систем управления. Разработанные «Темпом» агрегаты и системы серийно производятся на заводах России и за рубежом, успешно эксплуатируются в составе самолетов и вертолетов военного и гражданского назначения. В 2019 году предприятие получило статус промышленного комплекса столицы. Это большая честь для всего нашего коллектива и, безусловно, существенная поддержка в непрерывном совершенствовании интеллектуального, технологического и производственного потенциала предприятия».

Раскрывая потенциал

Сегодня НПП «Темп» им. Ф. Короткова объединяет в себе инженерно-­конструкторский, производственный, испытательный комплексы и выполняет полный цикл работ – от технической идеи до ее воплощения в металле, испытаний и запуска в серию. Наиболее известные военные проекты «Темпа» – программы создания истребителя пятого поколения Су‑57 и модернизации самолетов дальней авиации Ту‑160 и Ту‑22М3.

Вместе с тем компетенции и опыт «Темпа» сегодня востребованы и в гражданском секторе. Особый интерес к разработкам предприятия проявляют производители сельхозтехники, тяжелых станков и роботизированных комплексов, а также двигателестроители, автомобильные концерны и энергетики.

Говорит Марина Лавриненко, начальник отдела развития и индустриального маркетинга:

Марина Лавриненко, начальник отдела развития и индустриального маркетинга
Марина Лавриненко, начальник отдела развития и индустриального маркетинга

«Второй год наш коллектив принимает участие в популярной акции #откроймоспром – проводит экскурсии по предприятию. Гости не только знакомятся с историей НПП «Темп», но и видят современную жизнь научно-­производственного предприятия изнутри, общаются с реальными приверженцами любимого дела. Авиация всегда призывала на службу самых преданных людей, самых ответственных специалистов!»

Гранит науки

Огромную роль в создании агрегатов топливной автоматики играют математическое моделирование, гидравлические, прочностные и другие виды расчетов. Поэтому для совершенствования своих разработок «Темп» активно сотрудничает с ведущими научными школами страны. Например, совместно с механико-­математическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова ведется исследовательская работа, которая позволит создать специализированные вычислительные методы и разработать программное обеспечение для моделирования работы струйных элементов с высокой степенью точности.

При этом в последние годы предприятие уделяет много внимания собственным научным исследованиям в областях газовой динамики, механики жидкости и газа, кавитационных процессов, контроля и регулирования физических величин объектов управления. В результате создается база для инновационных технологических решений и, соответственно, вывода на рынок более совершенных продуктов. Так, недавно «Темп» представил новые разработки в области интеллектуальных управляемых насосов, компонентов системы пропорционального регулирования и распределения силовых и управляющих высокоточных гидроприводов различного назначения.

Говорит Сергей Артемьев, первый заместитель главного конструктора:

Сергей Артемьев, первый заместитель главного конструктора
Сергей Артемьев, первый заместитель главного конструктора

«История нашего предприятия богата пионерскими разработками, которые использовались для создания уникальных авиадвигателей. И самолеты с этими двигателями устанавливали мировые рекорды. Например, АНТ‑25 был оснащен мотором АМ‑34 разработки А.А. Микулина и специальным карбюратором конструкции ОКБ №33. В июне 1937 года он взлетел с Щелковского аэродрома и осуществил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки.

А всего через месяц второй АНТ‑25 повторил перелет по тому же маршруту, установив при этом мировой рекорд дальности по прямой линии – 10 148 км и мировой рекорд дальности по ломаной линии – 11 500 км. Кстати, моторами АМ‑34 оснащался и самый большой самолет в мире «Максим Горький». В сентябре 1938 года самолет АНТ‑37 бис «Родина» с мощными двигателями М‑86 совершил сложнейший беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток и установил международный женский рекорд дальности полета – за 26 часов 29 минут женский экипаж преодолел 6450 км».

Говорит Сергей Пашков, заместитель генерального директора по науке:

Сергей Пашков, заместитель генерального директора по науке
Сергей Пашков, заместитель генерального директора по науке

«НПП «Темп» им. Ф. Короткова активно развивает свой кадровый потенциал. Мы участвуем в программах оборонно-­промышленного комплекса по подготовке целевых студентов и аспирантов в МАИ и МВТУ им. Н. Э. Баумана. Наши сотрудники преподают специализированные предметы на профильных кафедрах в МАИ и МГУ. Студенты, в свою очередь, проходят в «Темпе» практику, а защитив диплом, часто устраиваются к нам на работу».

Кадры решают все

Успешность научно-­произ­водственного предприятия на 99% зависит от квалификации его специалистов. Великолепная конструкторская школа Федора Амосовича Короткова вырастила огромное количество настоящих мастеров и знатоков своего дела. На базе коллективов «Темпа» создавались новые предприятия и подразделения в конструкторских бюро, а также кафедры в профильных институтах страны. Многие специалисты, прошедшие школу «Темпа», имеют высокий авторитет в авиационной отрасли и возглавляют конструкторские бюро на других предприятиях.

«Темп» активно поддерживает программу Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы по взаимодействию столичных предприятий с образовательными организациями для популяризации технических специальностей. Помимо практик НПП «Темп» проводит стажировки и совместные программы с вузами. И это, конечно, привлекает на производство молодых работников. Тем более в «Темпе» бережно хранят традиции, и здесь есть у кого перенимать уникальный опыт, а это весьма ценно для амбициозной молодежи.

-6

Наращивая "Темп"

1940 - 1941

Конструкторский отдел Московского карбюраторного завода №33 (ныне – ОАО «МПО им. И. Румянцева») выделен в самостоятельное предприятие – ОКБ №33, с которого началась история НПП «Темп». Вскоре после начала вой­ны предприятие было эвакуировано в Пермь и за считаные месяцы организовало на новой площадке массовый выпуск карбюраторов.

1945

Начался переход советской авиации на реактивную тягу. Первые отечественные реактивные двигатели для самолетов МиГ‑9, МиГ‑15, МиГ‑17, Ла‑15, Ил‑28 и Як‑23 были оборудованы разработками ОКБ №33, переименованного к тому моменту в предприятие п/я 4022.

1957 - 1964

Принят на вооружение ВВС Советской армии беспилотный сверхзвуковой самолет-­разведчик «Ястреб» Ту‑123, для двигателей которого «Темп» разработал сложнейшие агрегаты. Обратите внимание: дальний беспилотный самолет-­разведчик в 1964 году!

1964 - 1970

Получив название «Московское агрегатное конструкторское бюро «Темп», предприятие разработало САУ для двигателей самолетов Су‑24, МиГ‑23, Ту‑22М, Ту‑154, Ил‑86 и других.

1968 - 1980

Поднялся в воздух Ту‑144 – первый в истории авиации пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер, с системой регулирования и топливопитания двигателей. Выполнил свой первый регулярный рейс Ту‑154 с двигателями НК‑8, оснащенными аппаратурой разработки «Темпа». Объем выпуска машин этого семейства составлял пять самолетов в месяц! Это был самый массовый советский реактивный пассажирский самолет.

1982 - 1988

Создание агрегатов для двигателей четвертого поколения, которые были признаны вершиной отечественного агрегатостроения и по сей день успешно эксплуатируются во многих странах мира на самолетах Су‑27 и МиГ‑29 всех модификаций. Запущен в эксплуатацию магистральный экспортный газопровод Уренгой – Помары –Ужгород протяженностью 4451 км, оснащенный газоперекачивающими компрессорными станциями с агрегатами топливопитания и автоматического регулирования разработки НПП «Темп».

1988

Свой первый и единственный космический полет совершил корабль-­космоплан системы «Буран». Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-­носителя «Энергия». За время полета – 205 минут – «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку. НПП «Темп» разработало сложнейшую топливную аппаратуру для двигателей орбитального корабля «Буран» и многоразового космического комплекса «Энергия» – «Буран». В этом же году поднялась в воздух летающая лаборатория Ту‑155, предназначенная для летных исследований двигателей с использованием криогенного топлива. Специалисты «Темпа» разработали систему подачи в авиадвигатели как водородного топлива (для двигателя НК‑88), так и сжиженного природного газа (для двигателя НК‑89).

Настоящее время

НПП «Темп» разработало более 15 видов агрегатов топливной автоматики для истребителя пятого поколения Су‑57, участвует в создании агрегатов САУ самого экономичного в своем классе двигателя ТВ7-117, предназначенного для самолетов, вертолетов и кораблей. Также предприятие работает в рамках программ модернизации самолетов дальней авиации Ту‑160, Ту‑22М3 и над многими другими проектами для общепромышленного рынка.

Хорошая статья? Поставьте нам лайк! 😊🤗

Пишем интересно и достоверно о московской промышленности. Еще больше статей на нашем сайте https://prommoscow.info/

Подпишитесь на нас!

Чат для обмена сообщениями