При копировании статьи на других ресурсах прошу указывать ссылку на оригинал, а Ваша оценка статьи (лайк) поможет развитию канала и даст понимание, что интересно, а что - нет.
История этого Пограничного отряда начинается в далеком ХIХ веке.
После завоевания Кокандского ханства в 1876 году отряд генерал-майора М.Д. Скобелева впервые поднялся на Памирское нагорье. Согласно англо-русским соглашениям 1872 – 1873 годов Памир признавался сферой влияния России, однако после того, как отряд генерала Скобелева покинул Памир, Великобритания нарушила заключённые с Россией соглашения.
Осенью 1883 года войска эмира Афганистана Абдуррахман-хана, подстрекаемые наглами захватили Шугнан, Рушан и Вахан. Господство афганцев продолжалось десять лет, и это было самым чёрным десятилетием в истории местного населения.
Восточный Памир в 1884 году был оккупирован Китаем, чьи посты уже через пять лет стояли в самом центре нагорья.
В ответ на это в мае 1891 года туркестанский генерал-губернатор барон Александр Вревский приказал командиру 2-го Туркестанского линейного батальона полковнику Михаилу Ионову произвести рекогносцировку Памира и «восстановить права России» на него.
Отряд Ионова состоял из 122 человек – охотничьи команды 2-го, 7-го, 15-го, 16-го и 18-го Туркестанских линейных батальонов и 6-й Оренбургский казачий полк.
10 июля 1891 года Отряд поднялся на Памир. Везде на своем пути он расставлял пограничные камни с надписью «полковник Ионов. 1891».
В 1893 г. в центре Восточного Памира, на высоте 3.658 метров над уровнем моря, на месте впадения реки Акбайтал в реку Мургаб в урочище Шаджан, была выстроена небольшая крепость под названием Памирский пост.
Периодически от поста высылались разъезды и капитан П.А. Кузнецов произвел рекогносцировку по Дарвазу, дойдя до крепости Кала-и-Ванч. Жители селений Шугнана и Рошана просили начальника Памирского поста о принятии их под покровительство России.
Летом 1894 года под общим командованием уже генерал – майора Ионова были проведены рекогносцировки в Шугнане, вдоль рек Шахдара и Гунт. Сначала две партии, которые продвигались с боями, затем выступила третья партия, под командованием самого Ионова.
Узнав об этом, афганцы навсегда покинули и 23 августа 1894 года М.Е. Ионов, Н.Н. Юденич и А.Г. Скерский соединились у кишлака Хорог, в 300 километрах западнее Шаджана.
Был поставлен вопрос о переносе штаба Памирского отряда в Хорог, что и было сделано весной 1года. Так началась история нового Памирского отряда.
Пограничники оказывали большую помощь местному населению. В 1914 году на реке Гунт под командованием начальника Памирского отряда подполковника Г.А. Шпилько была построена первая в Средней Азии электростанция.
Начальник Памирского отряда полковник И.Д. Ягелло много сил вложил в управление краем: выделял инструмент дехканам, поддерживал местную школу одеждой, питанием, учебниками.
Он оказывал помощь голодающим памирцам, следил за улучшением оросительной системы, расширением посевных площадей. Были запрещены подношения и подарки со стороны местного населения различным чинам русской администрации
Но пришел февраль, а затем октябрь 1917 года, что привело к противостоянию и на Памире.
В итоге на Памире непростым и не легким была установлена Советская власть и вопрос охраны Границы лег уже на ее плечи. В конце 1920 года на Памир прибыли части Красной Армии, которые стали осуществлять ,как могли охрану государственной границы.
Для улучшения охраны Границы Приказом полномочного представителя ОГПУ по Средней Азии был сформирован « 66-ой Памирский пограничный отряд войск ОГПУ Средней Азии».
Впоследствии - 66-ой Краснознаменный Хорогский пограничный отряд, войсковая часть 2022. Девяносто лет назад, в этот день.
Отряд продолжил традиции Памирского поста, являясь фактически его правоприемником.
Та же помощь местному населению, борьба с басмачеством.
Под охрану Отряду был поручен участок протяженностью 1003 километра, что для Памира очень и очень много.
В апреле 1931 года в составе 66-го Хорогского Пограничного отряда отряда создается Мургабская пограничная комендатура с заставами Кызыл- Рабат, Тохтамыш,Ранг-Куль,Муз-Куль и Кара-Куль, в июне 1944 года на базе Комендатуры был сформирован 35-Мургабский пограничный отряд.
Хорогский отряд принял тот облик, в котором он просуществовал до 1994 года, когда из его состава были выведена с формированием нового Отряда комендатура Калай –Хумб .
Особенностью Отряда было то, что он располагался на обоих берегах реки Гунт, соединяясь между собой двумя мостами.
Это мост от Штаба в Гарнизон, к караульному помещению и к столовой, на плац.
А это фото второго моста, от служб, ОВО, первой жилой зоны. В овале – дом, в котором я жил.
Так же это была кратчайшая дорога во вторую жилую зону и автопарк.
Первый мост был пешеходный, по второму можно было проехать на УАЗ-ике. Все остальные машины из одной части Отряда в другую ездили через город. Когда началось вооруженное противостояние на Памире, это было сделать сложно.
Второй особенностью Отряда было то, что участки застав были большой протяженности. Некоторые заставы были сокращены в период хрущевщины, их участки были переданы соседям.
Но на надежность охраны Границы это не влияло – надо было не только перейти Границу, но уйти в тыл. Вот тут-то их и брали. Да и местное население, помня о бесчинствах афганцев, всегда помогало пограничникам в охране Границы.
Рассказать о боевом пути Отряда нужна не одна статья. Поскольку я служил в этом Отряде, в дальнейшем постараюсь раскрыть эту тему.
Скажу только, что в период ведения боевых действий по прикрытию Государственной границы СССР со стороны ДРА Отряд принял самое непосредственное участие.
На Комендатуре Калай-Хумб была сформирована Оперативно-войсковая группа КСАПО, осуществляющая руководство спецподразделениями на той стороне.
В этой войне Отряд понес одну из первых потерь среди Пограничных войск.
13 февраля 1980 года, при возвращении с боевого задания, погиб экипаж БТР№110 под командованием начальника заставы ММГ капитана Власенко.
К сожалению, это была не последняя потеря Отряда. В память о тех, кто навсегда остался в тех горах, на территории Отряда был установлен памятник.
- За образцовое выполнение задач по охране и обороне Государственной границы Отряд был награжден Орденом Красного знамени.
Довелось Отряду хлебнуть лиха и в девяностые годы, в период гражданской войны в Таджикистане. Это тема для отдельного изложения.
Отряд перешел под юрисдикцию России, продолжая выполнять задачи по охране таджико-афганской границы.
Но, как и раньше, пограничники Отряда остались верны своим традициям и не посрамили своего имени.
Именно в этот период мне довелось служить в Хороге, после Московского.
Еще одной особенностью и Отряда и города Хорог был аэропорт.
Хотя туда летали даже Як-40, но только по фактическим погодным условиям. Любому памирцу известны такое словосочетание – Рушанские ворота.
От Рушана самолеты и вертолеты снижались ниже гор и входили в ущелье (ворота). Далее весь полет уже проходил в ущелье с заходом на посадку через территорию Афганистана. По иному –никак.
Так вот если на Рушане была погода – будет самолет. Нет погоды – хоть весь Памир безоблачный –сидеть, не пересидеть в ожидании оной.
Такая я вот особенность.
Ну а в аэропорту тебя уже ждут пограничники. Я же говорил – мало перейти Границу, надо еще выбраться с Памира))
Ну а в итоге дальше все было как и в других Отрядах: 1 декабря 2004 года, российский флаг был спущен на плацу 66 пого.
Он был выведен и расформирован, а участок и база переданы Погранвойскам Таджикистана.
Сейчас это выглядит примерно так
Иногда тянет туда… Может быть, когда то и решусь… Памир, он же такой, трудно принимает и совсем не отпускает…
Можно много еще писать и всего не напишешь.
Просто предлагаю посмотреть ролик с youtube, посвященный нашему Отряду.
Автор клипа - Виктор Козка.
С Днем рождения Отряд!!
Мы помним Тебя!!
Всем добра.
По местным правилам от количества лайков зависит количество показов статьи в ленте, следовательно больше людей её увидит