Скоро уже, совсем скоро самый долгожданный праздник в году – Новый год. И долгожданный он не только для детей, но и для взрослых, с самым главном атрибутом – елкой, разноцветными огнями, мишурой, длинными каникулами. Но какой же Новый год без нашего Деда Мороза и иностранного Санта Клауса, который, впрочем, приходит в Рождество.
Так кто же из них лучше, интереснее, круче, наконец: Дед мороз или Санта Клаус? Для начала разберемся, откуда каждый из них появился.
Прообразом Санта Клауса считается Святитель Николай или Николай чудотворец, который тайно помогал беднякам, а в день его поминовения, 6 декабря, дети ждали от него подарков, выставляя за ворота обувь либо вывешивать чулки у камина.
Затем обычай праздновать Николин день попал в Новый Свет, а 1822 году американец Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая», тем самым сформировав облик современного американского Санта-Клауса — толстяка эльфа с белой бородой, который передвигается по небу в санях, запряженных оленями, и забирается в дома через дымоход:
Одетый в меха с головы и до пят
(весь в копоти Сантин роскошный наряд!),
с мешком, перекинутым через плечо,
набитым игрушками - чем же ещё!
Сияют глаза, будто звёзды в мороз,
два яблока - щёки и вишенка-нос.
Улыбка - забавней не видел вовек!
Бела борода, словно утренний снег.
Окончательно персонаж сформировался в 1931 году, когда художник Хэддон Сандблом, вдохновившись стихотворением Мура, взялся нарисовать рекламный плакат для компании «Кока-Кола».
И теперь Санта предстал перед нами таким, каким мы привыкли его видеть в зарубежной рекламе, фильмах, детских книжках: забавный озорной толстяк в красной курточке, лихо подпоясанной черным ремешком, в красных же штанах, иногда в очках, курит трубочку. Передвигается на оленях, легко проникает в дом через дымоход, чтобы положить детям подарки в носки.
История русского Деда Мороза никак не связана с религией, а скорее с русским фольклором. До революции 1917 года главным зимним праздником в России было Рождество, а не новый год. Если обратиться к русской классической литературе, упоминаний такого персонажа как Дед Мороз почти не встретишь, как и описания праздника Новый год.
В романе И.С. Шмелева «Лето Господне», в котором автор описывает свое дореволюционное детство, есть глава «Рождество», праздник этот с его традициями и атрибутами мы видим глазами маленького мальчика, который воспринимает его как некое волшебство.
Затем следует глава «Святки» и «Крещенье». Никакого Нового года с Дедом Морозом нет, до революции мифологическое представление о Рождественском Деде иногда существовало только в городской среде, которое создавалось в результате обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.
Популярен этот персонаж стал уже в советское время, когда в 1929 г. официально запретили праздновать Рождество, а в канун 1936 года было решено проводить новогодние елки, и появился знакомый нам Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок.
Он совершенно не похож на Санту, общая у них только миссия – дарить детям подарки, да и почтенный возраст.
Наш Дед Мороз – это представительный мужчина с длинной окладистой бородой, с кустистыми бровями, строгим голосом и добрыми глазами.
Передвигается он на тройке лошадей, а как иначе: он же русский Дед! И никакая не курточка, замерзнет он в курточке – теплая шапка и длинная шуба, преимущественно голубого или синего, иногда красного цвета, расписанная морозными узорами и отороченная мехом. На елке он самый званый и желанный персонаж, приходит только тогда, когда его позовут, да не один, а с внучкой Снегурочкой.
С некоторых пор у него есть своя официальная резиденция в Великом Устюге, который считают его родиной. Именно туда приходят письма детей с заветными новогодними желаниями.
Российский Дед Мороз считается национальным брендом, а 1999 году зарегистрирован товарный знак "Великий Устюг - Дед Мороз", право на который принадлежит ОАО "Дед Мороз".
Однозначно ответить на вопрос о том, кто круче, Дед Мороз или Санта-Клаус, невозможно.
С Сантой всегда можно пошалить, весело провести время, а к Деду Морозу прижаться, прося защиты, когда тебя за эту шалость могут наказать.
Они оба дедушки, а значит добрые и заботливые, оба дарят подарки и приносят волшебство, и у каждого ребенка в каждой стране свой новогодний или рождественский волшебник, из-за которого мы, став уже взрослыми, продолжателем верить в чудо.