О писателе
Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло
Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло родился в Амьене в 1741 году, в семье дворян. Он принят в королевский артиллерийский корпус в 1760 году. Гарнизонная жизнь оставляет ему немного времени, чтобы посещать гренобльские салоны и интересоваться литературой.
После нескольких неудачных попыток он опубликовал в 1782 году "Опасные связи".
Оглушительный успех отчасти объясняется скандалом, который провоцирует роман.
После женитьбы в 1786 году он приступил к работе над трактатом «О женщинах и их воспитании».
В 1788 году покинул армию.
После периода личных поисков лучшего средства для поощрения своих амбиций и различных попыток приблизиться к великим, он поступает на службу к герцогу Орлеанскому. Его представления об эволюции королевской власти он разделяет.
Во время революции он получил несколько важных ролей, записавшись в клуб Якобинцев в 1790 году.
В конце концов он знакомится с молодым генералом Наполеоном Бонапартом, новым первым консулом и присоединяется к бонапартистским идеям.
16 января 1800 года восстановлен в должности бригадного генерала артиллерии и назначен в Рейнскую армию. Затем 21 января 1803 года назначен командующим артиллерией наблюдательной армии в Штатах Неаполитанского королевства.
3 сентября он умер в Таранто от дизентерии и малярии.
"Опасные связи" является эпистолярным романом, в нем 4 части, состоит из 175 писем.
Сюжет завязывается и распутывается по ходу писем, отвечающих точному требованию повествования.
Каждая часть имеет особую роль :
- Первая часть имеет функцию воздействия.
Она устраивает интриги. Две компании виконт де Вальмон / президент Турвель и маркиза де Мертей / Сесиль де Воланж идут параллельно. Она закрывается в тот момент, когда Мертей собирается отправить Сесиль и ее мать в замок Розмонда - > 2 интриги приближаются.
- Вторая часть сосредоточена вокруг Мертей (см. письмо 81), это она манипулирует, ей удастся уговорить Вальмона позаботиться вместе с ней о Сесиле. Она будет манипулировать матерью Сесиль и восторжествует над Преваном.
- Третья часть фокусируется на этот раз на Вальмонте: именно он торжествует (он извращает Сесиль и ставит ее беременной, и ему удается завоевать президента Турвеля)
- Четвертая часть - развязка. :
Мертей вмешается в отношения Вальмонт / президент Турвель, и это приведет к падению двух персонажей :
Вальмонт:
* он влюбился в президента Турвеля, поэтому он больше не распутник
* он теряет Мертей, потому что она отказывается вернуться с ним, и она принимает рыцаря Дансени в качестве любовника
* он потерял президента Турвеля, и Мертей запретил ему снова пытаться вернуть ее
* он теряет жизнь (апофеоз)
Мертей :
* Она проигрывает суд, теряет известность и здоровье.
Эпистолярный роман был моден в то время, когда Лаклос пишет этот роман.
Но его особенность заключается в том, что он сумел объединить принцип последовательности писем с очень хорошо построенным и правдоподобным драматическим сюжетом, в котором каждое письмо занимает необходимое место. Письмо - это не просто технический приём, оно служит сюжету.
Отметим, что у каждого автора писем в романе есть свой стиль, который позволяет читателю лучше его понять.
Несмотря на скандал, вызванный выходом романа, автор дистанцировался от всякой безнравственности своего произведения.
В предисловии он утверждает: "это значило оказать услугу нравам, чтобы раскрыть средства, которые используют те, у кого есть плохие намерения, чтобы подкупить тех, у кого хорошие; и я верю, что эти письма смогут эффективно способствовать этой цели.
Тем более что вывод повествования звучит вполне морально: изгнание и смерть, монастырь для Сесиль, смерть президента.
В конце концов, роман, кажется, даже вписывается в классическую линию моралистов.
Роман-распутник или роман-моралист, "Опасные связи" во всяком случае проявляют эту неочевидную очевидность: красоты искусства часто берут свое начало в порочности зла.
Попробуем проанализировать роман по четырем элементам:
* "Вода" - это стиль.
Это перо писателя, поэзия, красота языка и простое удовольствие от чтения красивых фраз.
* "Воздух" - вымысел.
Это изобретательность, которая принимает две формы, в целом: сюжет (рассказанная история) и персонажи.
* "Земля" - это среда, описанная в романе.
Это время или место. Это то, что читатель узнает о реальности, которую описывает роман.
* Наконец, "огонь" - это послание.
Это именно почему автор написал свой роман. Это сообщение он хотел передать своему читателю. Философия, мораль или, попросту говоря, чувство, впечатление.