Найти тему
ТыжИсторик

Безысходная грусть (немецкий экспрессионизм в кино)

Оглавление

Автор: nekojiru.

Экспрессионизм затронул все сферы искусства, а для кинематографа стал первым, в полной мере проявившимся, художественным течением. Сам термин происходит от латинского expressio - «выражение». Выражают авторы-экспрессионисты свою эмоциональную реакцию на окружающую их действительность.

Кадр из фильма "Усталая смерть"
Кадр из фильма "Усталая смерть"

Действительность, окружавшая режиссеров-экспрессионистов Германии была ужасна. После Первой мировой войны недавно могучая империя лежала в руинах. Финансовый кризис, голод, крушение привычного уклада жизни вызывало в немцах чувство разочарования и тревоги.

И если американцы на потрясения подобного рода отвечают комедиями: в годы Великой депрессии Голливуд старался поддержать обывателя веселыми фильмами, то немецкий кинематограф, рефлексируя, создал фильмы, полные ощущения безысходности и ужаса.

Как начинающему эстету понять, что он смотрит фильм именно немецких экспрессионистов, чтобы в полной мере насладиться своим превосходством над обывателями?

Афиша к фильму "Доктор Мабузе, игрок"
Афиша к фильму "Доктор Мабузе, игрок"

1. Временной промежуток

Довольно небольшой, кстати. Все началось в 1920 году с "Кабинета доктора Калигари" Роберта Вине, а закончилось в 1924 году "Последним человеком" Фридриха Вильгельма Мурнау. Режиссер к безысходному и печальному финалу лепит эпилог в духе голливудских хэппи-эндов. Впереди забрезжила надежда.
Но не стоит столь строго датировать, поскольку фильмы в духе экспрессионизма в большей или меньшей степени продолжают снимать вплоть до начала 30-х гг.

Кадр из фильма "Последний человек"
Кадр из фильма "Последний человек"

2. Режиссеры

Вот тут, начинающие эстеты и законченные снобы, совсем легко. Авторы немецкого экспрессионизма - немцы! Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Роберт Вине, Пауль Вегенер. И даже если кто-то родился в Австро-Венгрии или Пруссии, мы не будем придираться, потому что это были многонациональные государства, населенные немцами в том числе.

3. Средства художественной выразительности

- Свет и тень.

Умелое использование свето-теневых эффектов для драматизации изображения открыли еще мастера эпохи барокко. Из живописи этот прием перекочевал в фотографию, а затем был подхвачен режиссерами-экспрессионистами. Контраст белый/черный (или желтый/черный, как в "Кабинете доктора Калигари") вызывает чувство тревоги у зрителя. В фильмах экспрессионистов свет выхватывает из темноты то одно, то другое, как мятущийся разум скачет от мысли к мысли.

Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари"
Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари"

- Виньетирование.

Наиболее значимая часть картинки выделяется, остальное утопает во тьме. Этого эффекта режиссеры достигают с помощью специальной рамки, закрепленной на камере. В "Призраке" Фридриха Вильгельма Мурнау виньетирование фокусирует взгляд зрителя на определенном объекте - теле, распластанном на мостовой.

Кадр из фильма "Призрак"
Кадр из фильма "Призрак"

- Угол съемки.

В "Кабинете доктора Калигари" Роберт Вине использует съемку с острого угла, которая деформирует пространство и демонстрирует напряженное состояние героя. Камера направлена на актера снизу, горизонт завален. Режиссеры чаще использовали статичные кадры, но камера при съемке с острого угла может вращаться, следовать за героем или перемещаться по диагонали. Этот прием часто встречается в фильмах-нуар.

Кадр из фильма-нуар, но в нем хорошо отражены все принципы съемки с острого угла
Кадр из фильма-нуар, но в нем хорошо отражены все принципы съемки с острого угла

- Крупные планы.

Большое значение уделяют игре актера, которая чрезвычайно гипертрофирована. Режиссер крупным планом показывает то лицо, то руки персонажа. Взглядам и жестам отводится особая роль: резкие рваные движения, безумные глаза. Ярко проявляется вышеописанное актерское мастерство в фильме "Руки Орлака" Роберта Вине, где рассказывается о пианисте, которому пришили руки недавно казненного убийцы. Немало внимания уделяют гриму, который призван ужасать зрителя, а не украшать артиста.

Кадр из фильма "Руки Орлака"
Кадр из фильма "Руки Орлака"

- Ритм повествования.

Экспрессионизму свойственна ритмичность. Действие существует в нескольких плоскостях и постоянно перемещается. Начинаясь как плавный маятник, к финалу повествование раскачивается до предела, ввергая зрителя в шок. Постепенно ускоряясь мы достигаем вершины, с которой, внезапно, срываемся вниз.

Кадр из фильма "Носферату, симфония ужаса"
Кадр из фильма "Носферату, симфония ужаса"

- Деформированное пространство.

Ассиметричные декорации создают чувства дискомфорта у зрителя, а если к ним еще прибавить жесткие свето-теневые контрасты, впечатление будет еще более угнетающим. Вытянутые формы и искаженные пропорции окончательно демонизируют пространство.

Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари"
Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари"

Что посмотреть, чтоб окончательно проникнуться?

В сети нетрудно найти:

  • "Кабинет доктора Калигари", реж. Роберт Вине, 1920 г.
  • "Усталая смерть", реж. Фриц Ланг, 1921 г.
  • "Носферату, симфония ужаса", реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 г.
  • "Призрак", реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 г.
  • "Доктор Мабузе, игрок", реж. Фриц Ланг, 1922 г.
  • "Руки Орлака", реж. Роберт Вине, 1924 г.
  • "Последний человек", реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1924 г.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Соловей, который поет во тьме