Управление малым бизнесом требует от руководителя постоянно принимать ответственные решения. Как правило, у небольших компаний намного меньше ресурсов, чтобы переждать неблагоприятный период, скомпенсировать ошибки в продвижении товара или отреагировать на действия конкурентов. В таких условиях особенно важно, чтобы руководитель умел прислушиваться к своей команде, разумно расходовал имеющиеся средства и принимал стратегические решения с учетом их краткосрочных и долгосрочных последствий. Приведенные ниже советы помогут разобраться в том, как должен действовать лидер небольшой компании, чтобы она продолжала существовать и развиваться даже в трудные времена.
Личные качества руководителя
Ключевые навыки, которыми должен обладать руководитель, можно подразделить на несколько групп. Это не врожденные особенности характера, а личные качества, которые можно развивать, поэтому список можно использовать в качестве ориентира, чтобы понять, над чем еще нужно поработать:
- коммуникация – умение общаться с людьми, достигать договоренностей, а также создавать в коллективе благоприятную среду для общения;
- администрирование – распределение ресурсов, принятие управленческих решений, обеспечение сотрудников необходимыми средствами для решения тех задач, которые вы им ставите;
- планирование – постановка глобальных и частных целей, разработка действий, направленных на их достижение, установка сроков и отслеживание их соблюдения;
- эмпатия – умение понять интересы сотрудников, найти контакт с ними, создать для них мотивацию и убедить в правильности своих решений.
Кроме того, руководитель должен иметь достаточные профессиональные знания в той сфере, в которой решил бизнес. Нередки случаи, когда человек достигает успеха совсем не в той области, с которой связаны с которой связаны его образование и опыт работы, но даже в этом случае без базовых знаний не обойтись – иначе добиться уважения подчиненных будет непросто, а риск оказаться обманутым или допустить серьезную ошибку по незнанию возрастет.
Умение делегировать
Количество подчиненных у руководителя небольшой компании невелико, и из-за этого возникает сильное искушение контролировать все самостоятельно. Действительно, на начальных этапах существования бизнеса это может быть необходимо. Но после того, как процессы отлажены, делегировать какие-то полномочия совершенно необходимо, иначе в какой-то момент расширять бизнес станет невозможно. Оставляйте за собой стратегические решения, а частные вопросы передавайте достаточно компетентным для этого сотрудникам – их подбором нужно заниматься уже с самого начала существования компании.
Задачи, требующие специальных знаний, проще всего отдавать на аутсорсинг. Это касается ведения бухгалтерии, работы с документами, решения юридических вопросов. Как правило, пользоваться услугами сторонней компании для малого бизнеса выгоднее, чем искать юриста и бухгалтера в штат. Если вы занимаетесь торговлей через интернет, понадобится также найти курьерские службы и компании, занимающиеся доставкой.
Еще один важный фактор успешного развития компании – наличие у нее лояльной аудитории, то есть клиентов, которые не просто совершили покупку один раз, но и возвращаются снова, а также рекомендуют ее своим друзьям и знакомым. Часто они оставляют отзывы в сети, делятся советами с другими пользователями и, таким образом, привлекают новых клиентов. С помощью системы UDS вы значительно увеличите число лояльных клиентов за счет реферальной программы, бонусных акций и вознаграждений. В результате доход компании возрасте и станет более стабильным за счет клиентов, которые тратят больше денег и пользуются вашими услугами снова и снова.