Найти в Дзене
Фантастика сегодня

Почему у нас не будет хорошей фантастики?

Когда-то выходили сборники "Время учеников", включавшие в себя вариации на темы произведений Стругацких, написанные авторами, выросшими на произведениях Аркадия и Бориса Натановичей. К ученикам себя причислили Лукьяненко, Лазарчук, Успенский, Етовев и другие. Нашу эпоху надо назвать "временем недоучек", судя по тому, кто нынче получает литературные премии.

Вот это будем обозревать
Вот это будем обозревать

Недавно состоялось вручение Национальной премии для молодых авторов. Слышите - "национальной"! Учредил премию Роскультцентр, подведомственный Росмолодежи. Это, надо так понимать, как Комсомол, только в наши дни, а его премия - это как Премия Ленинского Комсомола, которую в СССР получали Островский, Баталов, Фадеев и, кстати, Крапивин — за создание высокохудожественных произведений и большую работу по коммунистическому воспитанию пионеров и школьников.У Национальной премии для молодых авторов вполне достойное, как может показаться, жюри - писатель и главный редактор журнала «Юность» Сергей Шаргунов, писатель и лауреат премии «Большая книга» Лев Данилкин, писатель и продюсер Олег Рой, писатель-фантаст Вадим Панов, писатель Дмитрий Емец, генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев, руководитель проектов «ЛитРес» Евгений Федотов и другие люди, знающие про литературу не понаслышке. Кому же они вручили свой приз в 2020 году? Кто сегодня "на новенького"? Все номинации премии мне не интересны, я всё как-то про фантастику. А в этом жанре премию получила Алисса Григорьева за роман «Невозвратимое». Ни разу не слышал этого имени, ничего не знаю про книгу, а вдруг у нас открытие, вдруг у нас новый писатель, который разгонит вокруг "потную спирать", образовавшуюся в отечественной фантастике из-за многочисленных "сталкеров", "ареалов" и прочих литпроектов без смысла и завершения?

Книга и ее автор. Так и хочется повторить вслед за Раневской - "да, красота - это страшная сила". Хотя вообще-то это строчка из стихотворения Надсона.
Книга и ее автор. Так и хочется повторить вслед за Раневской - "да, красота - это страшная сила". Хотя вообще-то это строчка из стихотворения Надсона.

Ну, давайте смотреть.

С первой страницы Алиса лишает нас пустых надежд: "Ночь неспешно выцветала, и густота ее оттенков неуловимо бледнела, стремясь к безукоризненной прозрачности летнего утра." -- простите, не расслышал, густота бледнела и стремилась? А ночь при этом что делала, продолжалась? Ох уж мне эта графоманское стремление нагнать красотищи! И обязательно подробно и в ужасных деталях описывать простые вещи: "Внезапно он почувствовал дурноту. Чья-то невидимая рука сдавила затылок, сжала виски, металлическим обручем обхватила голову. Стало трудно дышать. Воздух словно обрел плотность и с трудом проникал в легкие, сердце бешено заколотилось. В глазах странно множилось – все предметы стали бесконечным повторением самих себя, комната казалась длинным туннелем." Нам обещали, что у героя довольно обычные для его возраста проблемы с кардиологией, но судя по тому, что мы прочли - у него довольно явная шизофрения, снабженная галлюцинаторным комплексом и другими бредовыми явлениями!

"Берясь за дверную ручку, он слышал, как сильно колотится сердце." - я даже комментировать не буду.

А ведь Алиса Арчер в курсе, у кого надо учиться? Или дальше фотки для бложика знакомство с Хэмом не пошло? Фото instagram.com
А ведь Алиса Арчер в курсе, у кого надо учиться? Или дальше фотки для бложика знакомство с Хэмом не пошло? Фото instagram.com

И вот там все такое же дальше: беспомощный пустой текст, причем автор сам чувствует, что не справляется и вместо того, чтобы подумать - почему множит метафоры, сравнения, начинает писать обильно сдабривая простые действия героев множеством ненужных слов. И подобных стилистических, смысловых и прочих ляпов в тексте, пожалуй, наберется сотни две.

Ну ладно, Иван Ефремов с точки зрения беллетристики тоже был слабый автор, он брал за счет размаха фантазии, глубины философских проблем: его "Туманность Андромеды" не очень складно написана, зато ставит вопросы о том, куда должен развиваться человек, могут ли разумы из разных миров найти общий язык, в чем смысл Вселенной - и всё это в небольшом произведении. Может быть Алиса Арчер (или Григорьева будет правильнее?), не умея писать умеет фантазировать?

Ничуть не бывало! Всё, что предлагает нам "Невозвратимое" мы уже где-то читали: угроза Земле, аномалии, и все прочие перепевы бесконечных "Ареалов", "Сталкеров" и других "зон". Эхо "Пикника на обочине", одного из самых слабых произведений Стругацких продолжает отзываться в графоманских умах. Я понимаю, что у многих полыхнет из-за такой оценки "Пикника", но я настаиваю, что эта повесть гораздо слабее, чем даже ранние и ещё ученические "Стажеры" именно в силу того, что пугать - гораздо проще, чем смешить и уж тем более вдохновлять. Образ страшного будущего гораздо легче создать, чем образ гармоничного, светлого и радостного мира. Но именно в силу этого как раз "Пикник" и стал той чашкой петри, в которой плодятся "шедевры" отечественных графоманов.

Но с чего я столько времени посвящаю этой книжке? Мало ли у нас слабых романов на всех этих Литнетах, Автор Тудеях и прочих книгоотстойниках? Тыщи! Буквально!

Лауреаты Национальной премии для молодых авторов. Фото press-release.ru
Лауреаты Национальной премии для молодых авторов. Фото press-release.ru

Но премии получают не все. Тем более "национальные". Тем более, снабженные обещанием издать на бумаге. Для чего существуют литературные премии? Чтобы отметить сильных авторов? Да они и так будут востребованы. Начинающим писателям надо показать дорогу. Премия говорит им: вот смотрите, как надо! И что, получается, что нынешний образец для подражания - Алиса Арчер и её беспомощная писанина? Если так, то у нас никогда не будет хорошей фантастики. Жанр обречен. И стыдно за это должно быть не Алисе Арчер. Что с неё взять? Амбиции и бездарность - обычное явление в литературе любого жанра. Стыдно должно быть Панову и Капьеву, которые все прекрасно понимая, все-таки присудили эту премию. Стыдно должно быть Илье Громову, редактору отдела фантастики "Эксмо", который эту премию вручал.

Илья Громов на вручении премии. Фото riamo.ru
Илья Громов на вручении премии. Фото riamo.ru

Ну и нам должно быть стыдно - за то что так же все понимаем, но молчим. И продолжаем всё это терпеть, никак не реагируя на происходящее.

Для того, чтобы не пропускать наши публикации, подписывайтесь на канал и не забывайте заглянуть в наше сообществ в ВК, где мы обсуждаем последние события в мире фантастики, публикуем новости и вообще живем активной жизнью.