Легкомысленные политики предлагают историю отдать историкам, забывая что и среди историков есть "сукины сыны" и продажные, как девки средневековья.
Так самораспустился Советский Союз или пал жертвой "холодной войны" как внушали нам эти самые историки.
И в том , и в другом случае скажет читатель- это безусловное поражение. Но есть несколько оттенков, как в знаменитом романе «50 оттенков серого».
Когда-то Джон Кеннеди, комментируя неудачу с высадкой американского десанта в заливе Свиней на Кубе, сказал, что у победы много отцов, а поражение- сирота. Может быть, президент США не знал, что заимствует афоризм у римского историка Тацита, но для нас в настоящий момент это неважно.
Важен смысл, который говорит о том, что никто и никогда не хочет брать на себя ответственность за поражение.
Но у нас, в России- стране парадоксов- принято назначать «отцами поражений» бывших лидеров, которые давно ушли, как говорится, в мир иной.
Президент России Владимир Путин, рассуждая о причинах распада СССР, сделал вывод, что основатель Советского государства В.И. Ленин, своим указанием на то, что союзные республики, создающие советское государство, имеют право на его выход из федерации, подложил «атомную бомбу» под основание России.
В.И. Ленин, как известно, по биологическим причинам не может ответить В.В.Путину. Но если бы мог, то по итогам 1991 года, когда «атомная бомба», якобы, разнесла вдребезги Советское государство, в своей новой работе или статье заметил бы, что Россия из катастрофы никаких выводов не сделала и в случае нового обострения политического характера может продолжить распадаться на оставшиеся республики, которые юридически остаются в ее Конституции квази-государствами, готовыми в трудный для нее момент признать себя тоже независимыми.
Тем более, что Борис Ельцин в свое время призывал их брать столько суверенитета, сколько они могут его вынести.
Досоветская история Российского государства признавала только Польшу и Финляндию особыми субъектами в своем составе.
Все остальные этносы имели право на свою культуру, язык и вероисповедание при том, что Россия территориально делилась только на губернии.
Из истории СССР мы хорошо знаем, что это государство никогда де-факто не было федерацией и жестко управлялось из единого центра.
До сих пор историки считали, что в послевоенном мире шло соревнование между двумя системами, советской со своими сателлитами и коллективного Запада, которое иногда ставило эти системы на грань термоядерного конфликта.
Но со временем обе коалиции пришли к выводу, что каждая из них имеет свои интересы, так называемые «красные линии», за которые ввиду наличия у обоих атомного оружия, переходить нельзя.
И вдруг в декабре 1991 года в Беловежской пуще трое лидеров- союзных республик- Ельцин, Кравчук и Шушкевич- подписали договор-заявление о роспуске Советского Союза.
Чисто формально трое человек объявили о самоликвидации государства, народ которого на мартовском референдуме 1991 года абсолютным большинством проголосовал за сохранение Советского Союза.
Об этом решении первым был поставлен в известность не президент СССР М.С.Горбачев, а президент США Джордж Буш-старший.
Для наблюдательных историков было ясно, что роспуск СССР не был импровизацией или экспромтом. Это была хорошо подготовленная специальная операция по принуждению к мирному распаду «империи зла», как называл СССР Рейган, со стороны коллективного Запада.
Аналитики ЦРУ даже в самых своих фантастических снах не могли себе представить, что так легко можно расправиться с мощным конкурентом.
Остается непонятными только два вопроса. Почему М.С. Горбачев не арестовал этих трех граждан и почему народ, выразивший на референдуме подавляющим большинством свое мнение о том, что Советскому государству быть, остался равнодушным к его распаду.
Таким образом, Запад на правах неожиданного победителя, получил возможность диктовать внешнюю и внутреннюю политику всем государствам. возникшим на территории одной шестой части света.
Теперь опять вспомним, что говорил римский историк Тацит: поражение- всегда сирота.
И вот появляется политолог Дмитрий Куликов, который заявляет, что никакой «холодной войны» не было, а значит нет победителей и побежденных. И Западу нечего вести себя с нами, как слон в посудной лавке и обставлять всевозможными санкциями.
«Советский Союз просто самоликвидировался»,- утверждает он.- и такое в России было уже несколько раз».
Чисто формально трое руководителей республик, включая РСФСР, как образующую страну республику, действительно заявили о самоликвидации государства, поскольку в этот период ни одно другое государство не вводило войска на территорию СССР, не объявляло ему войну и не требовало такой жертвы.
Даже поверженная безоговорочной капитуляцией Германия не была принуждена к такому приговору.
Смысл утверждения Дмитрия Куликова ясен и не замысловат: никто нас не побеждал, у нас просто есть такое хобби, время от времени самораспускаться.
Но тогда почему в ходе соревнований двух систем не самоликвидировались США, Англия, Франция и другие не менее почтенные члены НАТО.
Такая формулировка, как самороспуск, предполагает, что мы сами с усами, нам никто не указ и мы творим, что хотим. И в этом наша неповторимость и неуязвимость. Враги даже предположить не могут, на что мы способны в отношении самих себя. А раз так, то и менять в стране ничего не надо. То есть выстраивать взаимно независимые институты власти не нужно.
Сказал же Вячеслав Володин, председатель Госдумы, что Россия- это Путин и Путин в России будет всегда.
«Мы говорим Ленин, подразумеваем партия, мы говорим партия, подразумеваем Ленин»,- писал Владимир Маяковский.
Так что господину Володину придумывать от себя ничего не потребовалось. Правда он не знал еще одно напутствие пролетарского поэта.
«Дорогие поэты московские, говорю вам это любя, не делайте под Маяковского, а делайте под себя.»
А если серьезно, то Владимиру Путину, если он хочет войти в историю России как государственный деятель, стоит не упиваться словами льстивого чиновника, а задуматься и пока не поздно создать в стране такие независимые друг от друга политические , административные и судебные институты, которые бы больше никогда не позволили никаким гражданам, даже облеченным властью, торговать интересами страны в своих корыстных целях.