Найти в Дзене

США проиграли в Венесуэле, там выборы получились честными

В США активно возмущаются результатами недавних парламентских выборов в Венесуэле. По первым подведенным итогам сторонники президента Мадуро одержали впечатляющую победу, наголову разгромив его главного конкурента, ставленника США и так называемого «и. о. президента Венесуэлы Гуайдо». Теперь американским сторонникам можно забыть о любой дальнейшей политической карьере. Народ отказался их поддерживать.

Парламентские выборы 2020 года выглядят победным ударом режима Николаса Мадуро по претензиям США, Европы и большинства подконтрольных США южноамериканских стран. В Венесуэле вот уже два года идет борьба за свержение действующего режима. И все эти государства отказывались признавать Мадуро законным президентом Венесуэлы.

Николас Мадуро отказался прогнуться под США, в итоге получив почти что гражданскую войну в своей стране
Николас Мадуро отказался прогнуться под США, в итоге получив почти что гражданскую войну в своей стране

Противники Мадуро опирались на парламент страны, сформированный еще по итогам выборов 2015 года. В том году оппозиция получила конституционное большинство, которое потом, правда, потеряла лишившись нескольких мандатов после судебных исков. Мадуро не желал договариваться с оппозиционным парламентом и создал альтернативный законодательный орган – национальную конституционную ассамблею.

Однако парламент оставался главным рычагом влияния оппозиции на политику страны. После итогов выборов президента в 2018 года, где Николас Мадуро победил, оппозиция отказалась признавать результаты. И тогда глава парламента Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента страны. Естественно, США и их союзники в Европе и Южной Америке также отказались признать итоги выборов, но признали легитимным самопровозглашение исполняющего обязанности президента.

Хуан Гайдо никогда даже особенно не скрывал свою проамериканскую направленность
Хуан Гайдо никогда даже особенно не скрывал свою проамериканскую направленность

Развал страны на противоборствующие части шел вполне по плану ровно до новых выборов в парламент. И здесь, к удивлению оппозиции, парламент Венесуэлы внезапно возвращается в руки президента. Его Объединенную социалистическую партию, членов которой называют «чавистами» – по имени бывшего главы государства Уго Чавеса, получила более 60% голосов. В такой ситуации чависты в коалиции с мелкими партиями-союзниками получили конституционное большинство в парламенте. И получается, что оппозиция утратила единственную легитимную опору своей деятельности.

социалисты празднуют победу на выборах. В масках
социалисты празднуют победу на выборах. В масках

Никто не сомневался, что оппозиция станет уверять, что и эти выборы нелегитимны. Главный их аргумент состоит в том, что победа Мадуро была достигнутатолько потому, что оппозиция выборы бойкотировала. ДВ качестве подтверждения они указывают, что явка составила лишь 30%, тогда как в 2015 годупревышала 70%.

Вообще, тезис «мы не собираемся участвовать в этих выборах и призываем наших сторонников не ходить на участки» звучит, по меньшей мере, глупо. С одной стороны тут можно понять оппозиционеров. Они не хотят опускать свои белые рученьки в подконтрольный властям электоральный механизм и не собираются своим участием в «сфальсифицированных выборах» признавать их легитимность.

Хотя в 2015 году власть точно так же контролировала венесуэльский ЦИК, суды и силы безопасности, но это не помешало оппозиции получить две трети мандатов в парламенте. А потом, какая оппозиция в наше время говорит о «легитимации через участие» , когда даже после выборов, которые не бойкотировались, оспаривают итоги через претензии к подсчету голосов. Так было у тех же белорусских оппозиционеров.

Игнорирование выборов может получится лишь в двух случаях. Во-первых, когда в стране предреволюционная ситуация, и у оппозиции достаточно инструментов, чтобы прийти к власти через силу. Во-вторых, когда существует уверенность, что правящие силы скорее начнут договариваться с оппозицией о признании выборов, а не игнорировать ее. Ничего подобного в Венесуэле не было.

Мадуро опирается на городскую бедноту, для которой его партия действительно сделала очень много. Попытки западных спецслужб купить венесуэльских военных не привели к успеху. В Каракасе учли печальный опыт Ирака в 2003. Военные в Венесуэле не подчиненные режима, а участники венесуэльской политической системы. Военным подконтрольны целые сегменты экономики. Все это они потеряют, если позволят США развалить страну.

Зато сама оппозиция Венесуэлы развалилась изнутри. Хуан Гуайдо оказался далеко не мастером политических интриг, а простым популистом. Столкнувшись с сопротивлением Мадуро, он не смог ничего сделать и сбежал из страны, катался по западным странам, где встречался с главами признавших его государств. Примерно также, как Тихановская в Беларуси. А в это время Мадуро активно работал на раскол действующей оппозиции.

И в 2020 году в оппозиции произошел переворот. Парламент выбрал нового спикера Луиса Парру. Сторонники Гуайдо этого не признали и сразу же заклеймили нового спикера как коллаборациониста. А Луис Парра со своей стороны сразу же назвал себя новым президентом Венесуэлы от оппозиции.

Луис Парру сам себя признал новым президентом и расколол остатки оппозиции
Луис Парру сам себя признал новым президентом и расколол остатки оппозиции

Однако американцы не собираются признавать поражение и снимать Гуайдо или налаживать контакты с новым парламентом. В Вашингтоне уже заявили, что выборы не признают. «США, как и множество других демократических стран мира, осуждают этот фарс, который не соответствует даже минимальным стандартам надежности». Знакомая ситуация.

СМИ тоже продолжают вести свою войну против Мадуро. А в Госдепе заявили, что продолжат санкционную политику как против Венесуэлы, так и против тех стран, которые ведут с ней торгово-финансовые отношения. Тоже очень знакомо. А санкции весьма серьезные. Власти США закрыли сделки третьих стран с венесуэльской нефтегазовой отраслью, включая модернизацию и ремонт нефтяных объектов и поставки топлива. Спецпредставитель США по вопросам Ирана и Венесуэлы Эллиот Абрамс сказал, что надеется, что «транспортные компании, страховщики, судовладельцы и капитаны понимают, что должны держаться подальше от этой торговли». И в целом все понимают. Даже китайцы не особо стремятся нарушать американские санкции. Поэтому последней надеждой Венесуэлы является Иран.

В начале октября в порты Венесуэлы уже приходили три иранских танкера с топливом и идет еще десять. На обратном пути их загрузят венесуэльской нефтью, которую с этих танкеров потом продадут. Иранские суда не могут конфисковать за долги Венесуэлы. Американские военные уверяют, что Иран возит венесуэльцам не только топливо, но и солдат. И что там размещены подразделения Корпуса стражей Исламской революции.

С Ираном все просто. Отношения с американцами давно испорчены. Зато следует подумать, не изменится ли их позиция в случае, если Байден предложит возобновить ядерную сделку и пообещает снова снять санкции. Какой тогда станет позиция Ирана. Может быть, еще рано говорить, что Николас Мадуро выстоял. Новая администрация займется Венесуэлой с новой силой, жестче, чем Дональд Трамп. И не из-за принципиального желания сковырнуть Мадуро. Поражение американских интересов в Венесуэле может стать символом надежды и стимулом борьбы для всех левых сил в Южной Америке. А этого США точно не могут допустить.