Государь Император Александр III очень тонко понимал смысл Самодержавной монархии в России.
Умирая, лежа на смертном одре, он сказал своему сыну Наследнику Престола Николаю Александровичу (будущему Императору Николаю II) следующие слова:
"Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним и Россия рухнет. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц".
Эти слова имеют чеканную форму и глубокий философско-политический смысл.
Государь Император Александр III умер 20 октября (1 ноября - по новому стилю) 1894 году в Ливадийском дворце (Крым).
По словам советского историка П. А. Зайончковского, профессора исторического факультета МГУ в 1951-1983 гг.:
«Александр III был довольно скромен в личной жизни. Он не любил лжи, был хорошим семьянином, был трудолюбив», работая над государственными делами нередко до 1-2 часов ночи. «Александр III обладал определённой системой взглядов… Оберегать чистоту „веры отцов“, незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность… — таковы основные задачи, которые ставил перед собой новый монарх… в некоторых вопросах внешней политики он обнаружил и наверное здравый смысл».
Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. — М., 1964.
Лев Александрович Тихомиров, бывший идеолог революционной народнической организации "Народной воли", в 1889 году вернувшийся в Россию после скитаний по Европе, помилованный Царем, испытывал искренее восхищение Императором Александром III, считая его незамутненный самодержавный консерватизм идеальным для России.
“Задача монархической власти, — писал Тихомиров в 1895 году, — не в том, чтобы исполнять высказанное народом, а в том, чтобы угадать ему потребное”.
Цитата приведена мной из работы Ричарда Пайпса, профессора Гарвадского университета в отставке "Лев Тихомиров: революционер поневоле". Вот ссылка.
Р. Пайпс взял цитату: Русское обозрение. 1895. № 3. С. 441-442 (цит. по: Милевский О.А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2004. С. 286).
Эволюцию политических взглядов Императора Александра III можно изучать по его переписке с К.П. Победоносцевым.
С письмами К.П. Победоносцева к Александру III можно ознакомиться по следующей ссылке.
На формирование политических взглядов Императора может иметь следующая цитата из письма К.П. Победоносцева от 11.03. 1883 года:
Австрийское правительство само было опечалено этим процессом и понимало все его беззаконие, но было бессильно предотвратить его и видело себя в необходимости подчиниться партии, возбудившей этот процесс. Роль недостойная правительства; но австрийское правительство принудило себя на эту ложь, потому, что оно утверждается на конституции.
В разноплеменном составе государства, австрийское правительство вынуждено считаться с представителями той партии, которая в данную минуту имеет силу в парламенте. Министры, состоя в зависимости не от единой воли монарха, а от игры партий в парламенте, для того чтоб сохранить свое положение и удержаться на местах своих, входят в сделку с господствующими партиями и принуждены исполнять их волю, вопреки истинным интересам государства. И так выходит, что государством правят эти партии; в их духе и по их указаниям назначаются местные администраторы, при содействии коих производится фальшивая игра в выборы, которые суть не что иное, как ложь, и так фальшивыми представителями народа поддерживается фальшивое парламентское большинство и фальшивое направление целого правительства.
Нельзя себе представить, сколько проистекает отсюда лжи и беззакония, и какое распространяется хищение и взяточничество. Члены парламента, имея министров в своем распоряжении, торгуют и местами, и казенными сделками и подрядами. Это явление – обычное, более или менее всюду где водворилось парламентское правительство. Недавно в Revue de deux Mondes (I Fevr.) была прекрасно написанная статья: La Republique en 1883, где изображено, до чего дошла эта парламентская продажность и эта ложь выборов во Франции.. Об Австрии говорил мне Добрянский, близко знающий там и людей и партии:
“У Вас в России ныне то и дело слышно о растратах и хищениях. Но все эти ваши явления, как они ни развратны, бледнеют перед тем, что происходит у нас в Австрии, и обратилось уже в систему, благодаря парламентскому правлению”.
Теперь вся парламентская сила – в руках у мадьяр и у поляков. Мадьяры – полные хозяева у себя и давят без пощады и без совести всякую иную народность, а система выборов так хитро ими же и поляками устроена, что никакая другая славянская народность не может иметь в палате сильного голоса. Поляки устроились так, что в польских провинциях, даже там где, как в Галиции, народ весь чисто русский, вся администрация и всякая власть в руках у поляков.
Когда суд отделен от государства (на наше горе успели сделать это и у нас в России), – и суд становится орудием господствующей партии или известных политических тенденций. Поляки, в неразрывном союзе с католической церковью, с ксендзами и иезуитами, предприняли задавить и ополячить и окатоличить русское племя. Располагая силою в парламенте, они задумали целый ряд законов к подавлению русской народности: изменение календаря, замену русского алфавита латинским, изгнание русского языка из русской школы, замену русского духовенства латинским, передачу иезуитам русских монастырей и духовных школ; дошло до того, что полиция снимает русские шестиконечные кресты с церквей и заменяет их латинскими. В последние годы завязалась ожесточенная борьба русского народа и духовенства – с латино-польскою властью и пропагандой. Народ без вождей теряется, и вот, поляки задумали задавить процессом главных вождей – Добрянского и Наумовича. У поляков в руках и прокуратура – страшное орудие политической тенденции, и суд. Они возбудили обвинение, засадили обвиненных в тюрьму – правительство из Вены принуждено было смотреть сложа руки на все это беззаконие. Следствие не раскрыло ничего кроме самых обыкновенных и ничтожных фактов, которые обвинительный акт построил – в доказательство государственной измены. Довольно сказать, что одним из доказательств измены приведено было мое мнимое (никогда его не было) ходатайство о принятии будто бы дочери Добрянского на воспитание в петербургский институт и выписка мною самой невинной галицкой газеты через посредство одного из обвиняемых. Казалась смешною всякая мысль о возможности обвинительного приговора; но поляки решили, и когда дело дошло до суда, прокурор – поляк отвел всех русских присяжных, – остались одни поляки с примесью жидов. Обвинение было – несомненное.
И вот что значит суд в конституционном государстве! За несколько дней до приговора жена Добрянского пришла сказать ему, что нет иного средства к оправданию, как подкуп присяжных. А у Добрянского никаких средств уже не было. Значительное его имение в Венгрии совсем разорено и бесплодно, потому что венгерские власти запретили кому бы то ни было входить в сделки и в хозяйственные операции по его имению. С трудом жена его успела занять 20.000 гульденов, и на эти деньги были подкуплены 6 присяжных. Вот благодаря чему единственно состоялся оправдательный приговор!
Вот – плоды конституционного правления! Ныне оно уже дискредитировано всюду, но всюду ложь эта въелась, и народы не в силах от нее освободиться и идут навстречу роковой судьбе своей. Особливо для юных славянских государств – это первая и самая ужасная язва, разъедающая ложью и раздором весь состав общества, поселяющая разлад и взаимное непонимание и отчуждение между народом и правительством. Доказательства налицо – в Румынии, в Сербии, в несчастной Болгарии, которой, к стыду нашему, мы своими руками привили эту язву, – и конституцию, и суд, отделенный от государственной власти!
Как же безумны, как же ослеплены были те quasi-государственные русские люди, которые задумали обновить будто бы Россию и вывесть правительство из смуты и крамолы посредством обсуждения неведомо чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную, наполненной пустынями, империи, в коей иной приход Якутской области (1100 верст длиной) или уезд сибирский может вместить пространство целой Франции. Кому была бы от этого радость и победа, так это полякам, которые, несомненно, стоят, скрытые, в центре всякого так называемого конституционного движения в России. Тут было бы для них вольное поле деятельности, вольная игра – и гибель России.
Простите, Ваше Величество, что утруждаю Вас чтением этого длинного писания. Это – самая страшная опасность, которую я предвижу, для моего отечества и для Вашего Величества лично. Доколе жив, не оставлю этой веры, не перестану твердить то же самое и предупреждать об опасности. Болит моя душа, когда вижу и слышу, что люди, власть имущие, но, видно, не имущие русского разума и русского сердца, шепчутся еще о конституции. Пусть они иногда подозрительно на меня озираются, как на заведомого противника этой роковой фантазии. Я жив еще и не затворяю уст своих; но когда придется мне умирать, я умру с утешением, если умру с уверенностью, что Ваше Величество стоите твердо на страже истины и не опустите того знамени единой власти, в котором единственный залог правды для России. Вот где правда, а там – ложь, чужая, роковая ложь для судеб России.
Изучая историю России после 2 марта 1917 года (события так называемого "Отречения от престола"), потери России в Гражданской войне (по разным оценкам погибло от 10 до 17 млн человек - данные Википедии), в Великой Отечественной войне (25—27 млн человек - данные Википедии), политическое противостояние Ельцина и Верховного Совета, Государь Император Александр III на счет Самодержавия был глубоко и прозорливо прав.
Если Вам интересна данная статья, предлагаю Вашему внимание мою статью "Генерал А.Е. Эверт через год о своём предательстве Царя в 1917 году".