Найти тему
Владислав Панкратов

Карты перспективных вариантов развития метро в Омске от 1987-2013 годов

Оглавление
Карта перспективного развития метро в Омске с различными вариантами развития на протяжении разных эпох. Схема на основе Яндекс.Карт.
Карта перспективного развития метро в Омске с различными вариантами развития на протяжении разных эпох. Схема на основе Яндекс.Карт.

Добрый вечер, уважаемые и дорогие читатели!

В этой статье расскажу вкратце историю строительства Омского метрополитена и покажу, где могли располагаться станции метро в Омске, если бы его построили по различным проектам. Начиная от проработок 1986 года и заканчивая последним вариантом 2013 года. Начнём же!

История строительства Омского метрополитена:

  • В 1970 году совет министров РСФСР принимает постановление о проектировании скоростного трамвая в городе Омск, с населением ~800 000 человек на тот момент.
  • Через 9 лет, учитывая бурный рост населения в таком крупном промышленном центре как Омск, для улучшения транспортной ситуации в городе экспертная комиссия и совет по технико-экономической экспертизы Госплана СССР рекомендует к утверждению Советом министров СССР — Комплексную схему развития линий метрополитена в г. Омск.
  • В 1982 году Министерство путей сообщений СССР начинает разрабатывать обосновывающие материалы строительства Омского метрополитена.

В 1986-1987 годах начинается проектирование станций, линий и депо для первой очереди первой линии (Московско-Левобережная) Омского метрополитена, которая должна была состоять из 8 станций: «Рабочая» («Кировская»), «Туполевская» («Б. Хмельницкого»), «Октябрьская» («Спортивная»), «Парк 30-летия ВЛКСМ» («Маяковская»), «Куйбышевская» («Лермонтовская»), «Маршала Жукова», «Улица Фрунзе», «Левобережная».

Всего на тот момент планировалось в Омске построить 53 станции метрополитена на трёх линиях:

План 1986-1987 годов:

1) Московско-Левобережная (первая, или «Октябрьская») линия со станциями: «Молодёжная»; «Лукашевича»; «Комсомольский парк»; «Западная»; «Волгоградская»; «Кировская»; «Левобережная»; «Улица Фрунзе»; «Маршала Жукова»; «Куйбышевская»; «Парк им. 30-летия ВЛКСМ»; «Октябрьская»; «Туполевская»; «Индустриальная»; «Рабочая»; «Московская»; «Сибирский проспект»; «Гашека».

На станциях «Куйбышевская» и «Улица Фрунзе» планировались сделать пересадочные узлы на станции третьей и второй линии Омского метрополитена, соответственно.

Линия должна была пройти от юго-восточной части города на правом берегу р. Иртыш вдоль ул. Василия Маргелова -> ул. Светловская -> ул. Новокирпичная -> ул. Кирова -> ул. Богдана Хмельницкого -> ул. 10 лет Октября -> пересечь р. Омь и пройти вдоль исторического ядра города до ул. Фрунзе и далее пересечь р. Иртыш по метромосту на левобережье города вдоль ул. Конева и ул. Волгоградская до пересечения с ул. Дергачёва.

2) Нефтяники-Вокзальная (вторая, или «Первомайская») линия со станциями: «Дружбы»; «********»; «22 Апреля»; «Дворец Химиков»; «Заозёрная»; «Сельхозинститут»; «КОЛОС»; «Красноярская»; «Орджоникидзе»; «5-ой Армии»; «Тухачевского»; «Площадь Ленина»; «Масленникова»; «Бульвар Победы»; «Проспект Маркса»; «Железнодорожный вокзал»; «Воровского»; «Марьяновская»; «Южная».

На станции «Масленникова» планировалось пересадка на станцию «Ленинградская» третьей линии.

Вторая линия могла начаться на юге города к востоку от озера Круглое и южнее оз. Чередовое далее двигалась в сторону железнодорожного вокзала («Омск-Пассажирский») и продолжая двигаться в сторону центра по проспекту Карла Маркса и пересекаясь с первой линией у сквера им. Дзержинского, проходит дальше на север в створе ул. Оджоникидзе. Затем линия поворачивает в сторону проспекту Королёва (на северо-запад) и далее проходит по проспекту до ул. 22 Апреля до пересечения с ул. 50 лет Октября.

3) Кировско-Амурская (третья, или «Кировская») линия со станциями: «Багратиона»; «Челюскинцев»; «Кислородная»; «Восточная»; «Омская»; «Куйбышевская»; «Дворец Спорта»; «Ленинградская»; «Спортивная»; «Парк Победы»; «Кировская»; «Московский проспект»; «Володарского»; «22 Декабря»; «Карбышева»; «Русско-Полянская».

Третья линия брала своё начало на северо-востоке города, на пересечении 21-й Амурской улицы с ул. Багратиона, и по первой улице продолжала двигаться к юго-западу города, переходя в ул. Челюскинцев -> 2-я Восточная. Далее, пересекая р. Омь, шла по ул. Богдана Хмельницкого до поворота в сторону Дворца Спорта, пересекая р. Иртыш, заходит в "зиг-заг" для пересадки на первую линию, идёт на юг левобережья в сторону Русско-Полянского тракта. Заканчивается на пересечении ул. Талалихина и ул. Мельничной.

Уже в эту пору намечены основные направления прохождения будущего, как предполагалось тогда, Омского метрополитена. В дальнейшем, сами трассировки линий претерпели достаточно значительные изменения.

Например, левобережный участок первой линии проходил вдали от жилых кварталов. Т.е. хорошо бы строить первую очередь для разгрузки города уже сейчас, а не на отдаленную перспективу. Это лишь один из примеров.

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОМСКОГО МЕТРО ОТ 1986 ГОДА: https://yandex.ru/maps/-/CCUIITsL~A

Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте 1986 года. Схема на основе Яндекс.Карт.
Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте 1986 года. Схема на основе Яндекс.Карт.

Омский метрополитен, 1 очередь. Схема развития из 1986 года. Источник: transphoto.org.
Омский метрополитен, 1 очередь. Схема развития из 1986 года. Источник: transphoto.org.

Вышеуказанный вариант был раскритикован местными властями и экспертами, как далёкий от реальности пассажиропотоков в городе, не учитывавший даже направления перспективной застройки города.

В следующем году был представлен новый вариант Омского метрополитена. На дальнюю перспективу уже планировалось построить четыре линии.

Основные изменения варианта 1987 года:

Первая линия Омского метрополитена:

  • Западный участок первой линии от станции «Заречная» должен проходить по направлению Проспект Комарова и ул. Рокоссовского и заканчиваться на пересечении Волгоградской ул. и 2-й Солнечной улицы.
  • В центре города возле администрации города Омск добавили станцию «Торговый центр».
  • Таким образом все станции первой линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Гашека»; «Сибирский проспект»; «Московская»; «Рабочая»; «Туполевская»; «Имени Наркома Баранова»; «Парковая»; «Лермонтовская»; «Маршала Жукова»; «Торговый центр»; «Красный путь»; «Заречная»; «Бульвар Архитекторов»; «Проспект Комарова»; «Автовокзал»; «Проспект Рокоссовского»; «Молодежная»; «Солнечная»; «Западная».

Вторая линия Омского метрополитена:

  • Поменялась трассировка южного участка второй линии. Появилась станция «Улица Труда» на одноименной улице, от которой линия шла вдоль ул. Воровского к кинотеатру Мир (станция «Кинотеатр Мир») и далее. На пересечении ул. Воровского и 19-й Марьяновской улицы размещалась станция «Марьяновская», а ближе к Озеру Круглое размещалась одноименная станция.
  • В центре города размещается станция «Любинский проспект», практически вблизи к станции «Торговый центр» первой линии, но без пересадки на неё.
  • Северный участок значительно поменял свое прохождение. Теперь он идёт вдоль ул. Красный Путь -> Проспект Мира -> Нефтезаводская улица -> Проспект Губкина. Конечная станция размещается на пересечении Комбинатской улицы и Проспекта Губкина.
  • Таким образом все станции второй линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Озеро Круглое»; «Марьяновская»; «Кинотеатр "МИР"»; «Улица Труда»; «Железнодорожный вокзал»; «Площадь Серова»; «Цирк»; «Дом Печати», «Транспортный Институт»; «Ильинская»; «Любинский проспект»; «Красный Путь»; «Кемеровская»; «Зеленый Остров»; «Ботанический сад»; «Дворец Школьников»; «Телецентр»; «Вузовская»; «Кинотеатр "Кристалл"»; «Проспект Культуры»; «Ермак»; «Промышленная»; «Нефтекомбинат»; «Завод СК».

Третья линия Омского метрополитена:

  • На северо-восточном участке конечной является новая станция — «Больничный городок». Она расположена за Ж/Д-путями, ближе к современном мкр. Амурский-2
  • Отказались от строительства станции «Восточная» на перегоне между станциями «Ремесленная» (ранее — «Кислородная») и «Горбатый мост» (ранее — «Омская»).
  • В центральной части города ближайшие перегоны к станции «Дворец Спорта», как и сама станция, были смещены на ул. Масленникова.
  • Западный участок на левом берегу реки Иртыш кардинально претерпел изменения. Отказались от станции «Спортивная» практически у берега к р. Иртыш. Между станциями «Университет» (ранее — «Кировская») и «Парк Победы» появились две станции: «Московский проспект» и «Суворовская».
  • После станции «Кировская» линия немного повторяет трассировку первой лини варианта 1986-1987 и также идёт по Волгоградской улице, но с гораздо меньшим количеством станций на пути и движется к Ж/Д-путям и будущему крупного железнодорожному узлу «Омск-2».
  • Таким образом все станции третьей линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Больничный городок»; «Улица Багратиона»; «Амурская»; «Ремесленная»; «Горбатый мост»; «Лермонтовская»; «Дворец Спорта»; «Транспортный Институт»; «Парк Победы»; «Суворовская»; «Московский проспект»; «Университет»; «Чукреевская»; «Омск-II».

Четвертая линия Омского метрополитена:

Это была бы самая короткая линия Омского метрополитена. Нужда её была в обслуживании аэропорта «Омск-Центральный».

<offtop>

При первых наработках Омского метрополитена были учтены планы тогдашнего генерального плана города, по которому этот аэропорт планировали закрыть, а его территорию застроить. Так как он находится слишком близко к городской черте г. Омск, что не слишком хорошо для города и его жителей из-за загрязнения воздуха и шума от пролёта самолётов и иных факторов.

Вместо аэропорта «Омск-Центрального» планировали построить новый аэропорт «Омск-Федоровка», на уже более значительном удалении от г. Омск.

Забегу вперёд, аэропорт оказался живее чем проект Омского метрополитена.

</offtop>

  • За основу трассировки был частично взят участок третьей линии проекта Омского метрополитена. Только вместо жилой застройки, линия проходила бы по территории аэропорта и авиагородка.
  • Линия состояла бы из 4-х станций: «Университет» (пересадка на одноименную станцию третьей линии и станцию «Заречная» первой линии); «Аэровокзал»; «Авиагородок» и конечная станция «Куломзино». В более отдаленной перспективе планировали продлить линию до Русского-Полянского тракта.

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОМСКОГО МЕТРО ОТ 1987 ГОДА: https://yandex.ru/maps/-/CCUIQXEx0C

Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте 1987 года. Схема на основе Яндекс.Карт.
Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте 1987 года. Схема на основе Яндекс.Карт.

Схема проектируемого метрополитена г. Омск, ближе к варианту 1987 года. Источник: skyscrapercity.com.
Схема проектируемого метрополитена г. Омск, ближе к варианту 1987 года. Источник: skyscrapercity.com.
Схема Омского метрополитена, ближе к варианту 1987 года. Источник: omchanin.livejournal.com.
Схема Омского метрополитена, ближе к варианту 1987 года. Источник: omchanin.livejournal.com.

В конце 1991 года были начаты фактические "телодвижения" по строительству метрополитена.

Министерство экономики РСФСР открыло финансирование Омского метрополитена, городские власти поручили вести подготовительные работы, а Главгосэкспертиза проанализировала доработанную проектную документацию на основе варианта 1987 года.

К 1993 году появились три главных изменения от старого варианта:

Основные изменения в 1993 году:

  • Отказ от участка третьей линии от станции «Университет» до станции «Омск-II».
  • Вместо этого третья линия объединяется с четвертой линией, которая соединяла метрополитен с аэропортом «Омск-Центральный» и уходила далее в сторону Русско-Полянского тракта.
  • Первоочередной участок Омского метрополитена утвердился постановлением Госстроя России от 16.02.1993 № 18-3. Теперь требовалось построить 6 станций метрополитена от ст. «Маршала Жукова» до ст. «Рабочая», включая электродепо.
Схема Омского метрополитена от 1993 года. Источник: omchanin.livejournal.com.
Схема Омского метрополитена от 1993 года. Источник: omchanin.livejournal.com.

Вплоть до 2000 года успели выполнить лишь часть строительных работ по строительству станций «Туполевская» и «Рабочая», а также перегоном между ними. И всё.

Омский городской совет пятого июля 2000 года решает поменять первый пусковой участок Омского метрополитена. На сей раз он должен был состоять из четырех станций: «Библиотека им. А.С. Пушкина» (ранее — «Красный путь»), «Заречная», «Кристалл» (ранее — «Бульвар Архитекторов»), «Соборная» (ранее — «Автовокзал»).

Прямо говоря, если старый первоочередной пусковой участок был бы достроен, то пассажиропоток в Омском метрополитене был бы на уровне Самарского метрополитена в наши дни. Если не хуже.

Ибо за время проектирования и строительства Омского метрополитена успел сменится общественно-деловой строй. Люди из центра города (крупного жилого массива) уже не едут работать в промзоны на окраины города, как ранее.

Работы по строительству Омского метрополитена продолжались вестись вяло, по мере финансирования, которого было явно недостаточно. В 2008-2009 году финансирование так полностью прекратилось.

Ближе к концу 2000-х годов (точной даты не назову, к сожалению). Проектировщики решили внести новые изменения в схему перспективного развития Омского метрополитена.

Основные изменения в конце 2000-х годов:

Первая линия:

  • Западный участок от станции «Соборная» претерпел изменения. Отказались от станции «Автовокзал» на пересечении ул. Лукашевича и просп. Комарова. Станции «Рокоссовского», «Молодежная», «Солнечная» и «Западная» расположены вдоль ул. Рокоссовского, не заворачивая ул. Дианова -> 2-я Солнечная.
  • Пересадка на вторую линию теперь на станции «Торговый центр».
  • Отказались от станции «имени Наркома Баранова» на перегоне «Парковая» и «Туполевская». Сама станция «Парковая» размещена ближе к главному входу в парк им. 30-летия ВЛКСМ.
  • Таким образом все станции первой линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Гашека»; «Сибирский проспект»; «Московская»; «Рабочая»; «Туполевская»; «Парковая»; «Лермонтовская»; «Маршала Жукова»; «Торговый центр»; «Библиотека им. А.С. Пушкина»; «Заречная»; «Кристалл»; «Соборная»; «Проспект Рокоссовского»; «Молодёжная»; «Солнечная»; «Западная».

Вторая линия:

  • Полный отказ от южного участка от станции «Улица Труда» до ст. «Озеро Круглое». Исключая ст. «Улица Труда», её оставили.
  • Отказ от строительства станции «Дом печати» на перегоне между «Железнодорожный вокзал» и «Транспортная академия».
  • Станция «Транспортная академия» (ранее — «Транспортный институт») перемещена на юг, к скверу им. 30-летия ВЛКСМ. Как и одноименная пересадочная станция на третью линию.
  • Отказ от строительства станций «Телецентр» и «Дворец Пионеров» на перегоне между станциями «Вузовская» и «Старозагородная Роща» (ранее — «Ботанический сад»). Вместо них промежуточная станция «Аграрный институт».
  • Отказ от строительства станции «Кинотеатр Кристалл» на перегоне между станциями «Проспект Культуры» и «Вузовская».
  • Отказ от строительства станции «Промышленная» на перегоне между станциями «Площадь Лицкевича» (ранее — «Ермак») и «Нефтекомбинат».
  • Таким образом все станции второй линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Улица Труда»; «Железнодорожный вокзал»; «Цирк»; «Транспортная академия»; «Ильинская»; «Торговый центр»; «Кемеровская»; «Зелёный остров»; «Старозагородная Роща»; «Аграрный институт»; «Вузовская»; «Проспект Культуры»; «Площадь Лицкевича»; «Нефтекомбинат»; «Комбинатская».

Третья линия:

  • Очередное смещение трассировки на юг перегона от станции «Дворец Спорта» и до станции «Транспортная академия» (ранее — «Транспортный институт»). Видимо, считали что было проще посадить станцию «Транспортная Академия» в районе Сквера имени 30 лет ВЛКСМ чем на пересечении Просп. Карла Маркса и ул. Масленникова.
  • От станции «Парк Победы» до станции «Аэровокзал» линия идёт прямо без промежуточных станций.
  • От станции «Аэровокзал» до станции «Куломзино» линия идёт без промежуточной станции «Авиагородок».
  • От станции «Куломзино» линия продлевается вблизи улицы 5-й Кировской на две станции «Семиречинская» и «Самарская».
  • Таким образом все станции третьей линии Омского метрополитена в этот период планировались такими: «Больничный городок»; «Улица Багратиона»; «Амурская»; «Ремесленная»; «Горбатый мост»; «Лермонтовская»; «Дворец Спорта»; «Парк Победы»; «Аэровокзал»; «Куломзино»; «Семиреченская»; «Самарская».

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОМСКОГО МЕТРО ОТ КОНЦА 2000-Х ГОДОВ: https://yandex.ru/maps/-/CCUIQXbttB

Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте конца 2000-х годов. Схема на основе Яндекс.Карт.
Карта перспективного развития Омского метрополитена в варианте конца 2000-х годов. Схема на основе Яндекс.Карт.

Схема метрополитена 2000-х годов. Источник: newsomsk.ru
Схема метрополитена 2000-х годов. Источник: newsomsk.ru

В 2013 город решил задуматься как бы достроить метро. Денег нет, федеральные власти не дают, взять "лишние" деньги неоткуда.

Как обычно, попытались сэкономить на строительстве метро. Прорабатывались такие меры, как отказ от строительства вторых вестибюлей, объектов гражданской обороны, укорочение платформ по длине для двух-трёх вагонных составов, пускать поезда без машинистов (минус необходимого для обслуживания машинистов персонала и помещений в депо), строительство наземных/надземных участков и т.д.

И даже отказались от третьей линии целиком, но зато первую линию решили провести к ещё одному долгострою — аэропорту «Омск-Фёдоровка». И об этом чуть подробнее.

Основные изменения в 2013 году:

Первая линия:

  • Возврат к трассировке 1987 года на участке от ст. «Рокоссовского» до ст. «Западная» через ул. Дианова и ул. 2-я Солнечная.
  • Продление линии от ст. «Западная» до ст. «Аэропорт» («Омск-Фёдоровка») с промежуточными станциями: «Захламинская»; «Тюкалинская»; «Дружино»; «Горячий Ключ»; «Камышловская».
  • На юго-восточном участке отказались от станции «Гашека».

Вторая линия:

  • Без изменений.

Третья линия:

  • Полный отказ от строительства третьей линии в обозримой перспективе.

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОМСКОГО МЕТРО ОТ 2013 ГОДА: https://yandex.ru/maps/-/CCUIQXv92D

Схема Омского метрополитена от 2013 года. Источник: nashtransport.ru
Схема Омского метрополитена от 2013 года. Источник: nashtransport.ru
Трасса второго пускового участка первой линии Омского метро от 2013 года. Источник: nashtransport.ru
Трасса второго пускового участка первой линии Омского метро от 2013 года. Источник: nashtransport.ru

В конечном итоге власти решили повторно подумать над возможностью достроить Омский метрополитен без федеральной помощи, но финансы говорят — нет. Омский метрополитен ждёт долгосрочная консервация.

Город Омск — на сегодня один из беднейших городов-миллионников (после Волгограда). А Омская область — беднейший субъект РФ, где есть город-миллионник. Шансов на самостоятельную достройку мало.

Работы над первой очередью были выполнены на треть. Если бы городские и региональные власти тратили на завершение работ над первой очередью столько же, сколько тратит г. Санкт-Петербург на стройку метрополитена у себя, то потребовалось бы около ~15 лет на достройку только одной лишь первой очереди из 5 станций.

О дальнейшем развитии уже тут не приходится говорить, ибо небольшая линия метро с низким пассажиропотоком тянула бы на себя расходы на содержание метрополитена.

К консервации объекта успели построить станцию «Библиотека им. А.С. Пушкина» без отделки и необходимого оборудования для движения поездов, совмещенный метромост с автомобильным движением, где-то построить перегоны, начинать возводить станции и т.д.

О сделанном в метростроении Омского метрополитена лучше почитать в последней на данный момент редакции генплана Омска (стр. 34-37).

Так закончилась история Омского метрополитена. Буду надеется, что когда-нибудь население города будет расти, а с населением будет рост доходов в бюджеты города и региона. Таким образом Омский метрополитен может быть возрождён в каком-либо виде... однажды.

P.S. Бонусом, схема Омского метрополитена из генерального плана города от 2007 года. Найдите отличия от соседних вариантов по временному промежутку самостоятельно =)

Схема развития метрополитена, трамвая и троллейбуса города Омска. Источник: Генеральный план города Омск от 2007 года.
Схема развития метрополитена, трамвая и троллейбуса города Омска. Источник: Генеральный план города Омск от 2007 года.

P.P.S. Спасибо за прочтение статьи! Всех с Новым годом 2021! Буду рад любым комментариям и мнениям. В статье и на картах может быть ряд косяков, ошибок и неточностей. Ибо это пока моя самая объёмная обзорная статья из серии перспективных карт метрополитенов России и стран бСССР.

Дополнительный источник этой статьи, не фигурировавший отдельной ссылкой либо упоминанием:

http://www.rosmetrostroy.ru/ind-om.htm