Найти тему
ФедералПресс

Зачем России нужна база ВМФ в Судане и что мы получим взамен?

Несколько недель назад в СМИ стали обсуждать возможную российскую базу в Судане, на этой неделе, наконец был опубликован официальный 25-страничный договор об этом объекте. Зачем России нужна база в тропиках, что мы получим взамен и сколько это все будет стоить?

Согласно соглашению, российская база материально-технического обслуживания будет построена вблизи города Порт-Судан, африканское государство предоставит для этого на безвозмездной основе участок земли на берегу, обеспечит инфраструктуру и некоторые постройки, если они есть, предоставит в безвозмездное пользование.

-2

При этом, российская сторона получает право за свой счет поступать с ними по своему усмотрению – сносить, реконструировать или строить здания, причалы, проводить углубительные работы на акватории. Более того, пункт МТО будет полностью избавлен от уплаты налогов, а ввозимое имущество – от налоговых пошлин. На территории, выделенной для объекта будет действовать российская юрисдикция. Действовать соглашение будет 25 лет с автоматическим продлением срока.

-3

Размер базы будет невелик. Численность личного состава не превышает 300 человек, хотя при необходимости, этот показатель можно будет изменить. Причал должен обеспечить одновременное нахождение до 4 кораблей, включая атомные. Отметим, что таких кораблей в российском флоте не сильно много. Это тяжелый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» и атомные подводные крейсера и ракетные крейсера «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».

Возникает резонный вопрос. Зачем это Судану? Ответ достаточно прост – с помощью российской, пусть и не полноценной, но военной базы, это государство намерено повысить свое военное могущество и безопасность. В частности, в соглашении говорится, что российская стороны безвозмездно по запросу обязуется заниматься противодиверсионной работой в территориальных водах Судана, обеспечивать содействие в противовоздушной обороне, а кроме этого, российские специалисты будут заниматься реформированием вооруженных сил Судана, обновлением военно-морского флота страны. Заодно, Судан рассчитывает неплохо модернизировать свою армию – в соглашении прописываются поставки российского вооружения.

-4

А зачем это России? Какова итоговая стоимость появления базы на берегу Красного моря – сказать невозможно. Но вполне понятно, что есть ряд важных преимуществ, которые получит Россия.

Во-первых, пункт МТО – пусть и небольшой объект, но все же – это территория России и расширение ее влияния. Подобный пункт в сирийском Тартусе в конечном итоге обеспечил появление базы в Хмеймиме и, по большом счету, исход войны в Сирии. Помимо демонстрации флага, российская армия получает возможности для ведения разведки, контроля ситуации в Африке и на Ближнем Востоке, вкупе с системами ПВО – Россия становится значительным игроком в регионе.

-5

Во-вторых, вряд ли поставка оружия, его последующий сервис и обслуживание будут бесплатными, скорее всего, будет некий дисконт. Учитывая, что армия Судана, хоть и мощная, но оснащена, в основном, устаревшими морально и материально моделями, рынок сбыта здесь будет объемным и долгосрочным.

В-третьих, это логическое развитие слов президента о том, что Россия вновь имеет свои геополитические интересы в Африке. После «Арабской весны» этот регион оказался, во многом, переориентирован на Запад и, если Россия считает себя одним из мировых лидеров, ей придется восстанавливать былое могущество, в том числе и за счет вот таких объектов.

-6

«Любая военная база, даже такая небольшая, которую Россия планирует открыть в Судане, это та точка, через которую наше государство будет проецировать свою военную силу на международную политику и мировую экономику. Как и в физике, чем больше подобных точек приложения силы, тем больше вероятность, что равнодействующий вектор геополитики будет находиться и действовать в пределах национальных интересов России. Красное море – это крупный и традиционный логистический путь из Азии в Европу. До развала Советского союза в этом регионе наше государство имело несколько военно-морских баз и пунктов материально-технического обслуживания. Йемен, Сомали, Эфиопия. Появление российской военно-морской базы в Судане означает, что Россия возвращается в регион Красного моря, а Индийский океан снова становиться сферой национальных интересов нашего государства», – прокомментировал «ФедералПресс» военный эксперт Владимир Орлов.