5 подписчиков

История МУП "Стерлитамакского Троллейбусного Управления".

120 прочитали
После окончания Великой Отечественной войны в городе Стерлитамак началось бурное развитие промышленности.

После окончания Великой Отечественной войны в городе Стерлитамак началось бурное развитие промышленности. Поскольку определяющими для промышленности города были предприятия союзного значения и разговор шел о задачах, поставленных перед этими предприятиями. Планировалось дальнейшее развитие «Станкостроительного завода» и освоение выпуска агрегатных станков, на одном из заводов предстояло наладить производство бетономешалок, насосов, лесопильных рам, развернуть строительство комбината по производству каустической и кальцинированной соды, а в IV пятилетке пустить новую очередь Стерлитамакского содоцементного комбината, планировалось строительство ТЭЦ на 35 тыс. квт. час электроэнергии.

Развитие города приобретало все более уродливый, однобокий характер, очень быстро наращивались мощности, производящие химическую, машиностроительную и оборонную продукцию при очень слабой макроструктуре, работающей для обеспечения потребностей населения.

Весна 1958 г. явилась этапным моментом в жизни трудящихся города Стерлитамака. С этого периода в историю Башкортостана и всей Советского Союза Стерлитамак вошел как город большой химии. И если на первом его этапе, когда строилась эта большая химия, она вызывала у горожан гордость за свой город, то позднее, когда были пущены химические производства, Стерлитамак стал районом экологического бедствия.

В связи с таким бурным развитием промышленности, встал вопрос об общественном транспорте. В 1957 году в городе было 35 автобусов и 12 легковых такси. Однако жизнь не стоит на месте, и автобус уже воспринимается как вчерашний день городского транспорта. А главное — существующий транспорт совершенно не обеспечивал нормальную перевозку работников предприятий перед началом и в конце рабочего дня. На строительстве химических объектов тогда работало около 20 тысяч человек, проживающих в основном в старой части города. Перевозили их на работу и обратно около сотни специально оборудованных грузовых машин, которые подолгу вынуждены были простаивать у закрытых железнодорожных шлагбаумов. От интенсивного движения грузового автотранспорта разрушались дороги. Необходимость троллейбусной линии была очевидной.

Учитывая приближенность промышленной зоны к жилым и спальным районам города, и понимая, что это сказывается на не очень хорошей экологической обстановке, городские власти приняли решение начать строительство троллейбусного депо, как наиболее экологически чистого вида транспорта.

Однако все оказалось не так просто. Прибывшая из Москвы комиссия пришла к выводу, что строительство электротранспорта в Стерлитамаке считалось преждевременным. Причин было две: нежелание выделять средства для провинциального города и то, что в свое время не все областные центры имели электротранспорт.

Пришлось обратиться к члену Политбюро ЦК КПСС Л.М. Кагановичу (который еще в 1930-ых годах был инициатором развития троллейбусного движения в Москве). Отправили два письма. В первом письме было указано об улучшении работы предприятий города. Описали причины невыполнения производственной программы цементным и шиферным заводами. А именно в том, что Содово-цементный комбинат, снабжающий их сырьем и энергией, не заинтересован в результатах, поскольку принадлежит другому министерству. То есть все три предприятия (Содово-цементный комбинат, шиферный завод и химический завод) переподчинить к Министерству химической промышленности. А во втором письме уже объяснить всю ситуацию с неудобствами доставки людей на работу — пустить троллейбусное движение в городе.

Не сразу, но все-таки добившись приема у Л.М. Кагановича, И.С. Станотин получил одобрение по обоим вопросам. Заводы были объединены, долевое участие министерств в строительстве электротранспорта согласовано.

Строительство первой линии по улице Кочетова. Фотография из архива СТУ. 1960 год.
Строительство первой линии по улице Кочетова. Фотография из архива СТУ. 1960 год.
Временная стоянка новых троллейбусов перед открытием движения в городе по улице 23 мая. Первые 12 троллейбусов МТБ-82Д. Фотография из архива СТУ. 1960 год.
Временная стоянка новых троллейбусов перед открытием движения в городе по улице 23 мая. Первые 12 троллейбусов МТБ-82Д. Фотография из архива СТУ. 1960 год.
Временная стоянка новых троллейбусов перед открытием движения в городе по улице 23 мая. Первые 12 троллейбусов МТБ-82Д. Фотография из архива СТУ . 1960 год.
Временная стоянка новых троллейбусов перед открытием движения в городе по улице 23 мая. Первые 12 троллейбусов МТБ-82Д. Фотография из архива СТУ . 1960 год.

Директором строящегося объекта, а затем главным начальником троллейбусного управления до 1980 года был Николай Михайлович Матвеев.

Первым делом при постройке первой троллейбусной линии нужно было построить мост через реку Стерля в районе старого города. Была построена подстанция в районе улицы 7-го Ноября (которая на нынешний момент находится почти возле одноименной остановки). Построено троллейбусное депо вместимостью на 50 единиц подвижного состава, что на то время было не очень большим.

Холодным февральским утром, в 11 часов утра водитель Рафкат Бурханшин вывел из ворот депо первый троллейбус на обкатку. Первыми пассажирами стали работники троллейбусного депо. Троллейбус проходит до Колхозного рынка в сопровождении ремонтной машины.

Обкатка троллейбусной линии перед вводом в эксплуатацию. Фотография из архива СТУ. Февраль 1961 г.
Обкатка троллейбусной линии перед вводом в эксплуатацию. Фотография из архива СТУ. Февраль 1961 г.

После обкатки троллейбусной линии, 25 февраля 1961 года первые 15 троллейбусов вышли на постоянную эксплуатацию по маршруту №1 "Содово-Цементный комбинат — Колхозный рынок", протяженностью 12,7 км. Открытие троллейбусного движения взбудоражило провинциальную жизнь маленького города. Это было огромным достижением. В то время троллейбуса не было даже в Уфе — столице Башкирской АССР.

Первый выпуск троллейбусов на линию. Фотография из архива СТУ. 25 февраля 1961 г.
Первый выпуск троллейбусов на линию. Фотография из архива СТУ. 25 февраля 1961 г.
Первый выпуск троллейбусов на линию. Фотография из архива СТУ. 25 февраля 1961 г.
Первый выпуск троллейбусов на линию. Фотография из архива СТУ. 25 февраля 1961 г.

За рулем первого троллейбуса, которому выпала честь вывезти первый троллейбус в свой первый рейс, стал Хайдар Урманов.

Первым пассажирам нравилось, что транспорт бесшумный, трогается с места плавно, быстро набирает скорость и вмещает в себя почти вдвое больше пассажиров, чем автобус.

Кольцевая троллейбусная трасса начиналась на базарной площади, проходила по улице Сталина (ныне улица Мира), от швейной фабрики поворачивала на улицу Карла Маркса, потом на Выездную (ныне улица Нагуманова) до улицы 7-го Ноября, далее по улице Кочетова до улицы Бабушкина до кольца "Содово-цементный комбинат" и обратно.

В этом же году началось строительство троллейбусной линии до Привокзальной площади. 4 августа 1961 г. была торжественно открыта линия по улице Выездная (ныне улица Нагуманова) до Привокзальной площади. Был открыт маршрут №2 "Колхозный рынок — Железнодорожный вокзал" протяженностью 2,6 км.

Открытие маршрута №2 (Колхозный рынок - Ж/д вокзал). Фотография из архива СТУ. 4 августа 1961 г.
Открытие маршрута №2 (Колхозный рынок - Ж/д вокзал). Фотография из архива СТУ. 4 августа 1961 г.
Перекресток улица Худайбердина - улица Карла Маркса. Фотография из архива СТУ. 1962 год.
Перекресток улица Худайбердина - улица Карла Маркса. Фотография из архива СТУ. 1962 год.

В 1964 году была введена в эксплуатацию линия от конечной станции (далее — к/ст) "Первомайск" до кольца "Межрайбаза". Был введен в эксплуатацию маршрут №3. Поскольку эта линия была отрезана от основной линии, троллейбусы перевозили буксирами до этой линии, и в обратную сторону, в депо.

В 1965 году, когда поняли, что перетаскивание троллейбусов буксирами стало невыгодным, построили троллейбусную линию от кольца "Содово-цементный комбинат" до "Химзавода" по улице Техническая с постройкой путепровода над ж/д путями Стерлитамак - Уфа.

Монтаж контактной сети. Фотография из архива СТУ. 1965 год.
Монтаж контактной сети. Фотография из архива СТУ. 1965 год.
К/ст "Первомайск". Фотография из архива СТУ.
К/ст "Первомайск". Фотография из архива СТУ.

В 1960-ых годах начали приходить новые троллейбусы с Завода имени Урицкого, ЗиУ-5/5Г/5Д.

В 1966 году была введена в строй южная троллейбусная линия «Межрайбаза - ул.Мира» с устройством тоннеля под железнодорожными путями и строительством моста через реку Стерлю в районе Дома быта. Также построена линия от Горгаза до ж/д вокзала. А спустя три года появилась троллейбусная трасса "Улица Худайбердина – Химзавод" протяжённостью 10 км. Ликвидировано кольцо "Межрайбаза". Длина троллейбусной линии увеличилась до 47,4 км. Маршрут №1 стал ездить по маршруту: Колхозный рынок - Сода - Завод "СК" - Проспект Ленина - Улица Худайбердина - Колхозный рынок. Маршрут №2 начал ездить зеркально маршруту №1. Маршрут №3 начал ездить по маршруту: Первомайск - Проспект Ленина - Улица Вокзальная - ж/д вокзал - Улица Нагуманова - Улица Карла Маркса - Колхозный рынок и обратно. Эти маршруты ездят также и по настоящее время.

Троллейбусное депо №1. Фотография из архива СТУ.
Троллейбусное депо №1. Фотография из архива СТУ.

Перед выходом на линию. Фотография из архива СТУ. 1965 г.
Перед выходом на линию. Фотография из архива СТУ. 1965 г.
Кольцо "Сода". Фотография из архива СТУ. 1965 г.
Кольцо "Сода". Фотография из архива СТУ. 1965 г.
Почтовая карточка изд. "Советский художник", Москва, 1966. "Стерлитамак. Проспект им. В. И. Ленина". 1966 г.
Почтовая карточка изд. "Советский художник", Москва, 1966. "Стерлитамак. Проспект им. В. И. Ленина". 1966 г.
Проспект Ленина. Фотография из архива СТУ.
Проспект Ленина. Фотография из архива СТУ.
Проспект Ленина. Фотография из архива СТУ. Остановка "Парк им. Ю.А. Гагарина.
Проспект Ленина. Фотография из архива СТУ. Остановка "Парк им. Ю.А. Гагарина.

В 1968 году открывается линия с Проспекта Октября по Коммунистической до кольца Автовокзал. Открывается маршрут №5 "Колхозный рынок - Автовокзал" и обратно. Длина троллейбусной линии возросла до 52,4 км.

В 1969 году открываются маршруты №4: "Первомайск - Проспект Ленина - Проспект Октября - Автовокзал - 27-ая столовая - Первомайск" и №9, едущий зеркально маршруту №4. Строительство этих линий и внедрение этих маршрутов было связано с постройкой жилого района на Проспекте Октября и улице Коммунистической. Длина троллейбусной линии составила 62,4 км.

В 1970 году открывается маршрут №11, который ездил по круговому маршруту по Проспекту Ленина - Проспекту Октября - Автовокзал - Заводоуправление. Протяженность линии не изменилась - 62,4 км.

В 1972 году была построена линия протяженностью 2 км от перекрестка улицы Коммунистической - Проспект Октября до санатория-профилактория (далее СП) "Березка". Открыты маршруты №6, №7, №8 и №10. Маршруты следовали следующим образом: №6 "Колхозный рынок - Проспект Октября - СП "Березка" и обратно. №7 "Сода - Завод СК - Проспект Ленина - Проспект Октября - СП "Березка" - Проспект Октября - ж/д вокзал - Троллейбусное депо №1 - Сода". №8 ехал зеркально маршруту №7. №10 "Первомайск - 27-ая столовая - Автовокзал - СП "Березка" - Проспект Октября - Проспект Ленина - Первомайск". Протяженность линии составила 64,4 км.

К/ст "Колхозный рынок". Фотография из архива СТУ. 1975 год. Появление первых троллейбусов ЗиУ-682Б.
К/ст "Колхозный рынок". Фотография из архива СТУ. 1975 год. Появление первых троллейбусов ЗиУ-682Б.

С 1974 года началась поставка троллейбусов ЗиУ-682Б, который координально отличался от своего предшественника ЗиУ-5/5Г/5Д.

С 1973 по 1977 год открытий новых маршрутов и строительства троллейбусных линий не происходило.

В 1978 году продлены маршруты №6, 7, 8, 10 до кольца "Больничный Городок". Кольцо на СП "Березка" ликвидировано. На месте кольца построены жилые дома по адресу ул.Коммунистическая д.№73 и 75.

Улица Техническая. Фотография из архива МУП СТУ. 1979 г.
Улица Техническая. Фотография из архива МУП СТУ. 1979 г.
Улица Карла Маркса. Разлив рек Стерля и Ашкадар. Апрель 1979 г. Фотография из архива СТУ.
Улица Карла Маркса. Разлив рек Стерля и Ашкадар. Апрель 1979 г. Фотография из архива СТУ.

В 1979 году построена троллейбусная линия на Ново-Стерлитамакскую ТЭЦ (далее НС ТЭЦ). Открыт маршрут №5а "Колхозный рынок - Проспект Октября - Автовокзал - НС ТЭЦ" и обратно. Также изменен маршрут №11: Больничный Городок - Автовокзал - НС ТЭЦ и обратно. Протяженность линии составила 72,2 км. Линия была построена в связи с вводом в эксплуатацию Ново-Стерлитамакской тепловой электроцентрали.

В 1980 году на смену главного начальника МУП СТУ Н.М. Матвеева приходит Юрий Михайлович Белоглазов. Юрий Михайлович был очень неравнодушным человеком, близко к сердцу воспринимавшим проблемы и заботы людей. Инициативный руководитель быстро вник во все нюансы и тонкости организации троллейбусных пассажирских перевозок. В результате к середине 80-х годов СТУ вошло в число лучших предприятий городского электротранспорта России.

В 1980 году открывается линия до Бариевого производства. Продлены маршруты №7 и 8. Протяженность линии составила 77 км.

27-ая столовая. Фотография из архива СТУ. 1980 г.
27-ая столовая. Фотография из архива СТУ. 1980 г.
К/ст "Колхозный рынок". Фотография из архива СТУ. 1980 г.
К/ст "Колхозный рынок". Фотография из архива СТУ. 1980 г.

В 1984 году открывается линия от Левашовки (ныне Спиртзавод) до Кожевенно-обувного комбината (КОК) в связи со строительством и вводом в эксплуатацию комбината. Открывается маршрут №12 "Колхозный рынок - Сода - КОК" и обратно. Протяженность линии составила 82,8 км.

В 1985 году в связи с введением в эксплуатацию завода высокоточных станков (ВТС) и далее Машиностроительного завода открывается линия протяженностью 6 км от Колхозного рынка до кольца ВТС. Продлен маршрут №12 до ВТС и открыты новые маршруты №13: "ВТС - Колхозный рынок - Улица Худайбердина - Проспект Ленина - Заводоуправление - Автовокзал - Проспект Октября - Колхозный рынок - ВТС" и №14, следующий зеркально маршруту №13. Маршруты №13 и 14 следуют этим же маршрутом и по настоящий день до открытого в 1991 году кольца Ольховка. Протяженность линии составила 88,8 км.

В 1986 году открывается новая конечная станция "ВТС". Маршруты №13, 14 закрепляются на этой конечной станции. Маршрут №12 продлен до ВТС.

В 1989 году открывается троллейбусное депо №2 на 100 единиц подвижного состава. В это депо отданы маршруты №3, 4, 9, 10, 11, 12 (позже был передан в троллейбусное депо №1), 13, 14, 15.

В 1989 году открывается маршрут №15: ВТС - Драматический театр - Колхозный рынок - ВТС.

Улица Мира. Автор фото - Ааре Оландер. 1995 г.
Улица Мира. Автор фото - Ааре Оландер. 1995 г.

Кольцо "Автовокзал". 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.
Кольцо "Автовокзал". 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.
Улица Коммунистическая. 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.
Улица Коммунистическая. 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.
Улица Коммунистическая. 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.
Улица Коммунистическая. 8 мая 1991 г. Автор фото - Ааре Оландер.

В 1991 году открывается троллейбусная линия протяженностью 3 км до кольца "Ольховка". Продлены до кольца маршруты №13, 14, 15. Протяженность линии составила 91,8 км.

С 1991 по 2000 год введен бесплатный проезд для всех граждан на троллейбусе.

С 1991 по 2001 год открытий новых троллейбусных линий не осуществлялось.

В 1992 году закрывается диспетчерская "Сода" и открывается диспетчерская на конечной станции "Больничный Городок". Маршрут №6 продлили до кольца Ольховка.

В 1993 году начали приходить троллейбусы особо большей вместимости ЗиУ-6205. Эти троллейбусы были куплены за счет бюджета города Стерлитамак.

Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.
Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.
Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.
Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.
Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.
Автор фото: Ааре Оландер. 1995 г.

Как мы все знаем, в начале 90-х годов после развала СССР наша страна переживала огромные трудности (дефицит, дефолт). Это естественным образом отразилось и на троллейбусном движении г. Стерлитамак. В этот период времени резко ухудшилось материально-техническое обеспечение, работники МУП СТУ оказались оторванными от заводов - поставщиков запасных частей, возникли сложности с обновлением парка подвижного состава из-за сложного финансового положения в стране.

В период бесплатного провоза пассажиров МУП СТУ полностью лишилось доходной части. Возникли сложности с расчетами за энергоресурсы и горюче-смазочные материалы. Троллейбусники оказались должниками за электроэнергию, тепло, воду. Было время, когда в здании управления отключали свет и специалисты начинали свой день "при свечах". Из-за отсутствия финансов с 1996 по 1999 год МУП СТУ не смогло приобрести ни одного нового троллейбуса.

Выход из данного положения был найден: организовать в обоих троллейбусных депо участки по капитально-восстановительному ремонту отработавших свой ресурс троллейбусов. В силу этого фактора удалось не только сохранить подвижной состав, но и продлить срок эксплуатации отработавших свой ресурс троллейбусов. При этом огромную поддержку коллективу оказывала администрация города и лично глава, ныне депутат Госдумы РФ Спартак Галеевич Ахметов. В частности, из городского бюджета выделялись средства, которые шли на выплату зарплаты сотрудникам.

Троллейбусное депо №1. Сушка троллейбуса после покраски. Авто фото - Марат Бикметов. 2001 г.
Троллейбусное депо №1. Сушка троллейбуса после покраски. Авто фото - Марат Бикметов. 2001 г.

В 1999 году помимо проведения КВР в СТУ начинают приходить троллейбусы с Уфимского ремонтно-трамвайно-троллейбусного завода (ныне - закрытый в 2017 году Башкирский Троллейбусный Завод (БТЗ).

В 2000 году предприятием были выкуплены два экспериментальных троллейбуса с завода ТролЗа: ЗиУ-682Г-016 [Г0М].

Конкурсный. 11-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. Автор фото - Марат Бикметов. 2004 г.
Конкурсный. 11-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. Автор фото - Марат Бикметов. 2004 г.
Конкурсный. 11-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. Автор фото - Марат Бикметов. 2004 г.
Конкурсный. 11-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. Автор фото - Марат Бикметов. 2004 г.

Также с 2000 года начинают приходить троллейбусы с Башкирского Троллейбусного Завода. Эти троллейбусы - клоны старого доброго ЗиУ-682Г00 с вынесением электрооборудования на крышу (такая практика вынесения электрооборудования на крышу начала применяться и на троллейбусы, которые проходили КВР в СТУ).

Троллейбус модели БТЗ-52011. Автор фото: Марат Бикметов.
Троллейбус модели БТЗ-52011. Автор фото: Марат Бикметов.
Троллейбус модели БТЗ-52011. Автор фото: Марат Бикметов.
Троллейбус модели БТЗ-52011. Автор фото: Марат Бикметов.

В феврале 2000 года после смерти второго руководителя МУП СТУ Ю.М.Белоглазова начальником управления становится Александр Николаевич Матвеев, сын первого руководителя предприятия. Основными направлениями его работы стали обновление материально-технической базы, внедрение новых технологий ремонта, улучшение труда и быта работников.

Троллейбусное депо №2. Фото из архива СТУ. 2003 г.
Троллейбусное депо №2. Фото из архива СТУ. 2003 г.

В 2001 году открывается новая троллейбусная линия по улице Худайбердина от кольца "Вечный огонь" до кольца "Автовокзал". На открытие троллейбусной линии приехал Глава Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов (1992-2010). Он проехал торжественно одну остановку на троллейбусе. Открываются маршруты №16 и 17. Маршрут №16 проследовал следующим образом: "Первомайск - Проспект Ленина - Улица Худайбердина - Автовокзал - Больничный Городок" и обратно. Маршрут №17 проследовал следующим образом: "ВТС - Колхозный рынок - Улица Худайбердина - Автовокзал - Больничный Городок" и обратно. Протяженность линии составила 95,2 км.

Открытие движения троллейбусов нового маршрута № 16 и 17. Фото из книги, посвящённой 50-летию троллейбуса Стерлитамака.
Открытие движения троллейбусов нового маршрута № 16 и 17. Фото из книги, посвящённой 50-летию троллейбуса Стерлитамака.

В 2001 году приходит из завода ТролЗа новый экспериментальный троллейбус ТролЗа-5264.01 "Столица", выпущенный ОПП (опытно-промышленной партией) в 20 экземпляров.

ТролЗа-5264.01 "Столица". Фото из архива СТУ. 2001 г.
ТролЗа-5264.01 "Столица". Фото из архива СТУ. 2001 г.

В 2002 году открывается ранее ликвидированное кольцо на Привокзальной площади протяженностью 0,7 км. Протяженность линий составила 95,9 км.

Также в 2002 году приходят новые сочлененные троллейбусы с завода ТролЗа, а также кузова для проведения капитально-восстановительного ремонта с заменой кузова с сохранением старых запчастей.

Фотография с завода "ТролЗа". Перед отправкой в Стерлитамак. Автор фото - Konst.
Фотография с завода "ТролЗа". Перед отправкой в Стерлитамак. Автор фото - Konst.
Фото из архива СТУ. 2003 г.
Фото из архива СТУ. 2003 г.
Автор фото - Марат Бикметов.
Автор фото - Марат Бикметов.

В 2003 году открывается маршрут №18 "Больничный городок - Автовокзал - Улица Худайбердина - Ж\д вокзал" и обратно.

После тяжелых времен в 90-ые года начались постоянные поставки новых троллейбусов, два депо обновляли по 10-15 троллейбусов в год.

В 2004 году прошел 11-ый Всероссийский конкурс Профессионального мастерства водителей троллейбусов.

Также в 2004 году изменяется маршрут №9: "Больничный Городок - 27-ая столовая - Завод СК" и обратно (позднее маршрут продлят до кольца "Сода").

В период с 2004 по 2007 года начались поставки сочлененных троллейбусов с Башкирского Троллейбусного Завода как КВР с заменой кузова.

Автор фото - Марат Бикметов.
Автор фото - Марат Бикметов.
Автор фото - Марат Бикметов.
Автор фото - Марат Бикметов.

Кольцо "Вечный огонь". Автор фото - Марат Бикметов. Июнь 2006 г.
Кольцо "Вечный огонь". Автор фото - Марат Бикметов. Июнь 2006 г.

В 2006 году открывается движение по улице Артема длиной 4.9 км. Маршруты №16 и 17 изменили направление движения - теперь они возвращаются на Первомайск и ВТС через улицу Артема (по настоящее время они следуют этим маршрутом). Открывается маршрут №19: "Больничный Городок - Улица Артема - Улица Худайбердина - Проспект Ленина - Завод СК - Сода - Бариевое производство" и обратно (являлся самым длинным и самым протяженным маршрутом за всю историю МУП СТУ).

В 2007 году пущено в эксплуатацию разворотное кольцо на Привокзальной площади.

В 2008 году изменяются маршруты №11 (теперь на обратном пути он следует через улицу Артема) и №18 (продлен с ж/д вокзала до кольца "Сода").

В 2009 году в связи с приближением 20-ти летия Республики Башкортостан, глава Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов дарит 10 новых троллейбусов БТЗ-52761Р.

Автор фото - titanik.
Автор фото - titanik.
Автор фото - Pro-man.
Автор фото - Pro-man.

В 2010 году началась поставка экспериментальных троллейбусов НефАЗ-БТЗ-52765А с асинхронной системой управления. Оснащаются электроникой АРС-ТЕРМ Новосибирского производства.

Троллейбус модели НефАЗ-БТЗ-52765А. Автор фото - IkarusSTR.
Троллейбус модели НефАЗ-БТЗ-52765А. Автор фото - IkarusSTR.
Троллейбус модели НефАЗ-БТЗ-52765А. Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус модели НефАЗ-БТЗ-52765А. Автор фото - Артур Челомбиев.

В 2010 году в МУП СТУ провели эксперимент по "укорачиванию" троллейбуса из сочлененного в одиночный. Фото до, во время и после "укорачивания" ниже:

ТролЗа-62052.02В до "укорачивания"... Авто фото - Марат Бикметов.
ТролЗа-62052.02В до "укорачивания"... Авто фото - Марат Бикметов.
...во время...Автор фото - Марат Бикметов.
...во время...Автор фото - Марат Бикметов.
... и после "укорачивания". Автор фото - IkarusSTR.
... и после "укорачивания". Автор фото - IkarusSTR.
"Коротышка" за 4 дня до пожара. Автор фото - Артур Челомбиев.
"Коротышка" за 4 дня до пожара. Автор фото - Артур Челомбиев.

В 2011-2012 годах начинаются поставки троллейбусов БТЗ-52767.

Троллейбус модели БТЗ-52767Р. Автор фото - IkarusSTR.
Троллейбус модели БТЗ-52767Р. Автор фото - IkarusSTR.
Троллейбус модели БТЗ-52767А (оснащен электронной системой управления АРС-ТЕРМ Новосибирского производства). Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус модели БТЗ-52767А (оснащен электронной системой управления АРС-ТЕРМ Новосибирского производства). Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус модели БТЗ-52767А (оснащен электронной системой управления Канопус, от трамваев 71-623-0*, производство - Златоуст). Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус модели БТЗ-52767А (оснащен электронной системой управления Канопус, от трамваев 71-623-0*, производство - Златоуст). Автор фото - Артур Челомбиев.

В 2012 году осуществляются поставки первых низкопольных троллейбусов модели БТЗ-52763А.

Рейс-парад "низкопольников" после их "передачи" городу. Автор фото - Марат Бикметов.
Рейс-парад "низкопольников" после их "передачи" городу. Автор фото - Марат Бикметов.
В ожидании начала работы с пассажирами по маршруту №5. Автор фото - Марат Бикметов.
В ожидании начала работы с пассажирами по маршруту №5. Автор фото - Марат Бикметов.

Начиная с 2013 года никаких поставок новых троллейбусов не осуществлялось и по настоящее время.

В мае 2013 года из Перми пригнали на испытания троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Через несколько дней этот троллейбус увезли обратно в Пермь.

Автор фото - Марат Бикметов.
Автор фото - Марат Бикметов.

В декабре этого же года на испытания пригнали ТролЗу-5265.00 "Мегаполис" уже на длительные испытания, которые продлились до октября 2014 года.

Автор фото - IkarusSTR.
Автор фото - IkarusSTR.

С осени 2014 года была подготовка плана по закрытию троллейбусного депо №2 с оптимизацией и дальнейшим сокращением числа маршрутов. В декабре 2014 года закрывается к/ст "Первомайск" и 19 декабря 2014 г. закрывается троллейбусное депо №2. Все троллейбусы с закрытого депо переведены в троллейбусное депо №1 с сохранением нумерации, а троллейбусное депо №2 сдано в аренду. Территория депо №2 находится на консервации с возможностью восстановления.

С закрытием троллейбусного депо №2 были сокращены работники троллейбусного депо (водители, кондуктора, слесаря по ремонту подвижного состава). И из года в год количество выпускаемого подвижного состава уменьшается в геометрической прогрессии из-за огромного числа маршруток, которые дублируют троллейбусы, забирают у них пассажиров, очень агрессивно ездят.

В 2017 году был произведен экспериментальный КВР троллейбуса БТЗ-52761Р на новый кузов БТЗ-52768Р. Фото ниже до, во время и после проведения КВР:

Троллейбус БТЗ-52761Р до КВР. Автор фото - Дмитрий Михайлов.
Троллейбус БТЗ-52761Р до КВР. Автор фото - Дмитрий Михайлов.
Троллейбус БТЗ-52761Р во время проведения КВР. Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус БТЗ-52761Р во время проведения КВР. Автор фото - Артур Челомбиев.

Троллейбус БТЗ-52761Р после проведения КВР. Теперь он сделан на базе кузова БТЗ-52768Р. Автор фото - Артур Челомбиев.
Троллейбус БТЗ-52761Р после проведения КВР. Теперь он сделан на базе кузова БТЗ-52768Р. Автор фото - Артур Челомбиев.

В феврале 2019 года пригнан на испытания опытный троллейбус ТролЗа-5265.08. Таких троллейбусов было выпущено всего 3 экземпляра (золотистый (на фото ниже), голубой и белый (в Красноярске). Испытания продлились две недели, после чего троллейбус был отправлен в Ижевск, также на испытания.

Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.

В 2020 году произошло очень сильное сокращение выпуска подвижного состава из-за пандемии COVID-19.

Дальше что будет - неизвестно.

Перед тем, как закончить статью, я выложу сюда очень красивые фотографии, сделанные в период с 2015 по 2020 года:

Автор фото - Артур Челомбиев. Новогодняя ночь с 2014 на 2015 год.
Автор фото - Артур Челомбиев. Новогодняя ночь с 2014 на 2015 год.
Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.
Автор фото - Артур Челомбиев.

Троллейбусы Стерлитамака в 2020 году:

Автор фото - Артур Челомбиев. Июнь 2020 г.
Автор фото - Артур Челомбиев. Июнь 2020 г.
Автор фото - Артур Челомбиев. Июль 2020 г.
Автор фото - Артур Челомбиев. Июль 2020 г.
Автор фото - Артур Челомбиев. Фото сделано во время карантина по COVID-19. Апрель 2020 г.
Автор фото - Артур Челомбиев. Фото сделано во время карантина по COVID-19. Апрель 2020 г.

Вот такая вот длительная история по Стерлитамакскому троллейбусу. Надеюсь, история была интересной.