Найти тему
НУАР-NOIR

Почему создатели «Места встречи изменить нельзя» фактически обрекли Васю Векшина?

Или что не так в самом начале фильма?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Сегодня мы решили обратиться к легендарному советскому сериалу «Место встречи изменить нельзя» (1979), который можно уверенно полагать одним из ярчайших проявлений т.н. «советского нуара второй волны». Однако мы будем анализировать не весь фильм, а лишь отдельный его эпизод.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Напомним, что сериал начинается с того, что фронтовик Шарапов (его играет Владимир Конкин) прибывает на работу в отдел по борьбе с бандитизмом московского уголовного розыска. И сразу же становится свидетелем того, как «бандиты пошли на контакт». А именно, инфильтрированный в уголовную среду оперативник Вася Векшин (играет Евгений Леонов-Гладышев) смог найти выход на банду «Чёрная кошка»

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Глеб Жеглов (в исполнении Владимира Высоцкого) подробно инструктирует Векшина, после чего отпускает на задание. Однако в ходе разговора представителем банды оперативник был изобличен и незаметно убит необычной заточкой, фактически приколот к деревянной скамейке. В отделе недоумевают: как же так? Мы «выписали» Векшина специально из Ярославля, чтобы его никто не смог узнать в лицо…

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Стоп!!! Вот в этом и кроется один весьма каверзный момент. Причем, он не был придуман Говорухиным, а заимствован из повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1975). Столичная публика почему-то полагала, что Ярославль находится «где-то далеко». Видимо, этому способствовал Ярославский вокзал, откуда поезда отбывали «в направлении северо-восток». Это не только упущение Вайнеров. Например, создатели сериала «Убить Дрозда» (2012) искали в Ярославле «клад Чапаева». То есть по их версии Ярославль располагается «где-то на Урале»

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Однако, по сути, Ярославль – это дальнее Подмосковье. Расположен в трех часах езды к северу от Москвы. Город совершенно не с провинциальным менталитетом, как сказал один знакомый: «Почти как старая Москва, только без аццких пробок». А ещё получилось так, что «расторопный ярославский мужик» жил не с земли, а с Волги. А поскольку та зимой «вставала», то направлялся в столицы «в отход» (до революции больше в Петербург, затем - в Москву).

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Ярославских отходников, коих за предприимчивость прозвали «русские янки», мы оставим в покое. Нас же куда больше должно интересовать, что «отхожий характер» имел и ярославский криминалитет. Ярославцы специализировались на экономических преступлениях: мошенничестве и аферах. Однако действовали не самостоятельно, а в рамках крупных столичных синдикатов.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Опять же межрегиональный характер имели и «ярославские органы», которые фактически были «филиалом Москвы». В итоге и криминалитет, и угрозыск были едиными для расположенных поблизости городов. Не знаю уж, на какой материал опирались братья Вайнеры, однако реальные ветераны милиции вспоминали, что для того, дабы провести операцию с «внедрением под прикрытием», приходилось «выписывать специалистов» едва ли не из-за Урала (второй раз в нашем материале встречается этот принципиальный для России мета-регион)

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

В итоге, если по сюжету на встречу с опасной бандой послали «ярославца» Васю Векшина, то его по факту автоматически обрекали на смерть. С таким же успехом можно было направить какого-нибудь участкового из Сокольников. Его бы опознали в считанные минуты. Но ещё раз повторимся – это недоработки именно братьев Вайнеров, а не Станислава Говорухина (как режиссера). Тем более что именно Вайнеры выступали в качестве сценаристов.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

И ещё один принципиальный момент. Не надо путать двух персонажей, хотя и обладающих «причинно-следственной связью». Это Вася Векшин и «Сеня Тузик». Последний лишь помог выйти на банду, за что и был убит. Однако в сериале этого персонажа не осталось. Сохранились лишь небольшие упоминания от Фокса и Жеглова, который сообщил, что «Сеня Тузик» любит заниматься радио.

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке