Продолжаю публиковать воспоминания участника войны с милитаристской Японией, кандидата технических наук, доцента Петра Матвеевича Ткаченко, чьи заслуги перед страной отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» и другими. Беседа с ветераном состоялась весной 2016 года.
Это продолжение материала. Начало см. ТУТ.
Великая Отечественная война
– Начало Великой Отечественной помню отчётливо, – продолжал вспоминать ветеран. – Страна у нас большая, часовых поясов много. Поэтому о нападении Германии на Советский Союз мы узнали 22 июня, но после обеда, тогда как в европейской части СССР было ещё утро. Помню, пошли на озеро купаться: лето, жарко. Вернулись – и узнали, что фашисты вторглись в СССР. Нас на фронт не направили, но постоянно держали в боевой готовности. Мы всё время жили в напряжённом ожидании.
В 1941-м ещё можно было встретить устаревшие ТБ-3 (тяжёлые бомбардировщики конструкции А.Н. Туполева). Использовали их тогда, в основном, как транспортники, для связи с удалёнными районами Севера и Сибири. Возили на них продовольствие, а также ценный груз – пушнину. К началу войны с Японией мы пересели на дальние бомбардировщики Ил-4. Лётчики у нас служили разной квалификации: те, что пришли из гражданской авиации, как правило, превосходили опытом выпускников военных училищ, где, к сожалению, нередко, экономя топливо, отводили мало времени на собственно полёты.
Моей задачей как техника было обслуживание самолёта на земле. Дело это непростое, требующее внимания и усердия. Например, регулировали двигатели, проверяли топливные и масляные баки, а информацию об этом техник был обязан заносить в специальный формуляр. Экипаж Ил-4 (до 1942-го обозначался ДБ-3Ф) состоял из лётчика – командира самолёта, штурмана (стрелка передней установки), стрелка-радиста средней установки (башенного стрелка) и стрелка люковой установки. Все – сержанты, но перед самым началом войны с Японией штурманам и пилотам присвоили офицерские звания. На земле самолёт обслуживали техник, механик, моторист, оружейник, приборист. За каждой машиной был закреплён свой персонал.
Обмундированы мы были хорошо. Сначала лётчики носили комбинезоны с электроподогревом, но из-за некоторых неудобств их заменили меховыми. На ногах – шерстяные носки и унты, на голове – шлем. На высоте-то холодно, а кабины не обогревались. У наземного персонала зимой – брюки и куртки на меху, ушанки, валенки, перчатки: морозы в Сибири лютые – например, в районе Читы, где мы стояли, доходило до минус 53. Летом мы носили обычные брюки – если с ботинками, галифе – с сапогами, гимнастёрки, а на параде – френчи. На голове – пилотка.
Кормили неплохо, три раза в день. Каша, в основном, пшённая, реже – рисовая; супы – борщ, щи; бывали мясо и рыба. Лётному составу, если полёт больше трёх часов, давали дополнительный паёк. В баню водили раз в десять дней, там и бельё меняли, так что вшей не водилось. Помню, стояли под Благовещенском – приезжали колхозники с концертом художественной самодеятельности, поднимали боевой дух. Бывали у нас и артисты из Москвы.
Война с Японией началась в августе 1945 года.