Привет дорогой читатель, я чокнутый критик и это подразумевает, что в этой статье не будет банальностей и я не стану расхваливать советское кино, как это обычно принято делать. Это критическая статья, осуждающая некоторые особенности советского кино про войну. Просто захотелось высказаться на этот счет. Почему? Да просто так. Я очень спонтанное существо.
Вот спрашивают вас "Какой по вашему лучший фильм про войну?" некоторые называют западное кино, другие советское, кто-то даже Российское. Многие скажут что лучший фильм про войну это "Иди и смотри" Часто нахожу этот фильм в топах. Поэтому захотелось высказать совсем не популярное мнения о данной картине Элема Климова. Да, картина несомненно выдающаяся, и не признать её важность в развитии нашего кинематографа, просто невозможно (Жаль однако, что на данный момент наше кино в затянувшейся стадии деградации... ты или сдохни уже, не мучай зрителя, или же начни развиваться)
Но вернусь к фильму Климова. Сколько бы хороших слов я не сказал на счет данного фильма, все же считаю его одним из худших советских фильмов про войну. Вы удивлены и даже злы на меня? Но я это заявляю не безосновательно и у меня есть аргументы, почему я могу претендовать на некоторую объективность, делая подобное заявление.
Согласитесь, что мало кто критикует этот фильм. Вот кого бы я не спрашивал, все говорят в один голос "Это шедевр". Но это же так не интересно, слышать одно и тоже мнение. К примеру, кто по настоящему считает улыбку Моны Лизы таинственной? Да никто! Просто однажды умные люди сделали заявление, что улыбка Моны Лизы таинственна и все теперь смотрят на эту картину и говорят "Какая таинственная улыбка". А все кто так не считают, просто не разбираются в живописи и в искусстве в целом (смешно, конечно)
Фильм с гениальным названием "Иди и смотри" вовсе не о войне. И в этом его главная беда. В первую очередь, и это очевидно, фильм о том какие фашисты ПЛОХИЕ. Да, фильм про плохих фашистов, это у нас прямо традиция с советских. Такие фильмы виновники того, что в последнее время появляется все больше фильмов в которых обязательно есть хороший фашист. Помните "Сталинград" Фёдора Бондарчука? Ужасное зрелище, да еще и более менее положительный фашист тут присутствует. А почему? Потому что режиссеры уже понимают, как банален образ плохого фашиста, особенно в нашем кинематографе. И чтобы не быть банальными, периодически впихивают в свое кино более менее положительного фашиста. Все это не значит, что фашисты хорошие, нет, нет, НЕТ. Фашисты плохие и фашизм это есть зло. Но это не означает что мы теперь должны снимать фильмы про плохих фашистов. Господи, сколько раз я уже написал слово фашисты?
Почти весь фильм "Иди и смотри" зациклен на демонстрации ужасающих сторон Гитлеровской Германии. Это при том, что в фильме присутствуют и другие сюжетные ответвления, достойные большего внимания. Тем не менее, фильм настолько упорно пытается убедить зрителя в том какие же фашисты плохие, что лично у меня появляются сомнения в этом. Звучит ужасно, да? Я понимаю, но ничего поделать с собой не могу. Зачем нас убеждать в очевидных вещах? Мы и так это знаем. Может нам пора уже рассказать что-то об ужасной Сталинской России, ведь как я вижу многие до сих пор об этом ничего не знают.
Я понимаю, у нас с фашистами своя болезненная история. Даже можно сказать травма. Мы пожимали им руки (Мы, я имею ввиду Россияне) и рассчитывали на союз, и даже наш вождь покуривая свою трубку и блаженно улыбаясь заявлял "Германия на нас не нападет" потому что, черт возьми, мы же союзники и весь мир наш торт, который мы поделим после войны. А тут вдруг нас предают и нападают без объявления войны. Предают, именно ПРЕДАЮТ. Это похоже на предательство любимого человека. Знаете, бросил девушку парень, она его так любила и только хорошее о нем знала, а после расставания вдруг стала выливать на него только негатив.
Что такое кино про войну? Для сравнения могу привести в пример замечательный фильм Стивена Спилберга "Империя солнца". Не смотря на то что Япония во время второй мировой войны вытворяла вещи не менее чудовищные (а может даже более) чем фашистская Германия, в этом фильме об этом даже не упоминается. Почему же? Потому что это фильм не про то, не про то какие Японцы ублюдки (А ведь политика у них тогда была ублюдочная) "Империя солнца" это фильм про одного мальчика во время второй мировой войны, про его судьбу, про судьбы людей в то тяжелое время. И я напомню, что у Американцев тоже были довольно болезненные отношения с Японией, которая без объявления войны атаковала Перл Харбор.
Кто-то скажет, что и "Иди и смотри" о том же. Судьба мальчика во время второй мировой войны. И война за пару дней превратила его из ребенка, в седого старика. Но нет, не война это сделала, а именно плохие немцы. Не сама война тут зло, а фашисты. Этим фильм Климова отличается от фильма Спилберга.
У нас тоже есть подобный, замечательный фильм "Иваново детство" уже из-за упоминания названия, по коже пробегают мурашки. И "Иваново детство" и "Империя солнца" это фильмы про войну и акценты расставлены именно так, что фильмы справедливо назвать фильмами про войну.
У нас так же есть замечательное кино "Летят журавли" в котором, если память меня не подводит, нам не показывают ни одного плохого фашиста. Но мы же с вами не идиоты и прекрасно понимаем, что они плохие. Авторы это понимают и не бросают нам это в лицо. Спасибо им за это. "Иди и смотри" напоминает пропаганду, а пропаганда в кино, это самое отвратительное что может быть в кино.
Да даже в Списке Шиндлера ужасность фашистов не так всепоглощающа, потому что помимо ужасного персонажа которого сыграл замечательный Рэйф Файнс, там еще есть Шиндлер, персонаж более важный.
А у нас еще вовсю поливают "Утомленные солнцем 2" Михалкова. Там хотя бы показана вся неуклюжесть, не естественность и ужас войны. А не то что в большой части советского кино, где мы такие хорошие, белые и пушистые, и наш вождь это не альтернативный Гитлер, только с другими усами. И вот Михалков в какой то мере сумел показать, какой была эта война. Зачем придираться к каким то мелочам, когда мы закрываем глаза на очевидные ляпы советского кино (особенно это касается кино про войну) Михалков в своем фильме ставит более сложную цель, показать войну! А не плохих фашистов. И ему не все удается, само собой, но он прекрасен в своей попытке это сделать. И он по крайней мере не банален, как большинство других режиссеров, снимающих в последнее время про войну. И в "Битве за Севастополь" и в "Сталинграде" нет своего почерка, это фильмы шаблоны и стереотипы. Война через призму самых распространенных рассказов о ней. В принципе и я смог бы снять такое кино как "Битва за Севастополь" и вы тоже. И больше всего поражают критики, которые не знают о войне ровным счетом ничего, кроме того что они вычитали из книжек. И уже судят о достоверности событий и ошибках автора. Хороший режиссер может совершать ошибки в мелочах, ради того чтобы донести глобальный смысл своего творчества.
Хорошее кино про войну, это когда нет злодея. Когда война сама по себе зло, сама по себе злодей. В советском кино любили прибегать к одному приему, за что я и не люблю значительную часть советского кинематографа. Прием заключался в том, чтобы показать лучшие НАШИ стороны и самые худшие ИХ стороны, и все это в одном фильме. Это называется манипуляция правдой. Вроде правда, фашисты делали то, что нам показывают в данной ленте. И пускай у нас делали вещи и похуже, мы просто этого не покажем. А зачем? Так и работает пропаганда. Нам показывают фотографию плохого Гитлера, но забывают показать фотографию Молотова пожимающего руку Гиммлеру. Рядом с портретом Гитлера нужно было положить еще один портрет, Сталина. Ведь страны СНГ горели сами по себе и без помощи нацистской Германии, в том числе и по вине Сталина. И я вижу некую лицемерность в последних кадрах фильма. Ну убьешь Гитлера, а что изменится? Сталин потом будет сажать вернувшихся с поля боя и из плена солдат, потому что они... да просто так, на всякий случай, для профилактики...
Да, конечно если абстрагироваться от исторических фактов, фильм, как я уже говорил несет в себе определенную ценность. Фильм мрачный, жуткий, сильный и отражает весь ужас войны. Но у меня не получается абстрагироваться, когда я вспоминаю что Сталин вытворял с Советским Союзом, непростительные манипуляции. А подобные фильмы создают абсолютного врага не в лице Сталина и подобных ему внутренних врагов, как следовало бы, а во внешних, тем самым смещая акценты и снимая с себя ответственность. Как сказал кто-то когда-то "Чья бы корова мычала"
На этом я хочу закончить свою очередную, размытую статью, с которой вероятнее всего большинство читателей не согласятся. Потому что получилось больше не про кино, а про что-то из другой области...