Дни грандиозных скидок и распродаж акции «Чёрная пятница», традиционно устраиваемых в самом конце осени, в нынешнем году не принесли ожидаемой прибыли собственникам офлайн-магазинов. Между тем, гиганты онлайн-продаж сумели кратно увеличить прибыль. Ставят рекорды и жители Екатеринбурга - распродажи не прошли мимо Урала стороной.
Акция, пришедшая к нам из США, проводится ежегодно в последнюю неделю ноября по всему миру. Безусловно, дни скидок повысили интерес покупателей, однако это практически не сказалось на трафике и оборотах торговых центров Екатеринбурга. Пандемия коронавирусной инфекции сыграла в этом смысле решающую роль.
Помимо страха граждан перед посещением мест скопления людей, продавцы указывают и на резко сократившиеся доходы россиян. Фактически вместо одежды и вещей для удовольствия граждане предпочли тратиться на куда более нужные вещи для семьи и дома.
В текущем году доля продаж в интернете стала гораздо выше, чем в обычных магазинах, поскольку за время ограничений, введённых в период пандемии, потребители привыкли к онлайн-покупкам и активному приобретению товаров в сети. Кроме того, рост числа онлайн-покупок объясняется и тем, что с каждым годом в распродажах участвует всё больше торговых точек, а также категорий товаров.
Онлайн – наше всё
Эксперты отмечают, что количество посетителей на одну тысячу квадратных метров торговой площади в период 27–29 ноября, когда были основные дни акции, в Екатеринбурге вырос на 5,4% относительно предыдущей недели.
По мнению директора ТРЦ «Пассаж» и «Гринвич» Дмитрия Сарапульцева, пресловутая «Чёрная пятница» хотя и не привела к заметному росту посещаемости, но позволила немного сдержать начавшийся спад. Сарапульцев отметил, что посещаемость ТЦ по сравнению с прошлым годом заметно упала.
В существующих условиях пандемии определился лидер онлайн-продаж, им стал интернет-гигант Ozon, опередив лидера прошлого года - интернет-платформу Wildberries. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, общий оборот продаж за три дня составил 39,7 миллиардов рублей, увеличившись на 80%!
Ассортимент главной распродажи года стал масштабнее — в ней участвовали новые категории, например, мебель. Количество товаров в распродаже увеличилось в два раза относительно прошлого года — пользователям был доступен выбор среди трёх миллионов товарных наименований в разнообразных категориях. В основном этапе акции 2020 года принимали участие больше 7 тысяч продавцов, почти половина из них — региональные предприниматели.
Драйвером роста продаж стали регионы, жители которых активнее других осваивают онлайн-шоппинг. В топ-3 по приросту оборота вошёл Екатеринбург (+137%), потратив в дни акции 157 миллионов рублей. А лидером оборотов продаж оказался Новосибирск (+195%) и Татарстан (+150%).
Русская рулетка
«Клиентам нравятся многодневные акции, которые позволяют спланировать расходы, подробнее познакомиться с ассортиментом и вернуться за повторными покупками в удобное время. Половина клиентов, сделавших заказы в октябрьский pre-sale, вернулась за повторными покупками на распродажу с 13 ноября», - рассказал руководитель направления «Промо» в Ozon Павел Кобелев.
Подсчёт прибыли от «Чёрной пятницы» привёл к выводу, что общие траты россиян снизились на 40% относительно прошлого года. В категории «Универсальные магазины» траты сократились на 27,5%, «Бытовая техника и электроника» — на 30,5%, «Одежда, обувь и аксессуары» — почти на 45%.
Самыми популярными категориями акции в первый день продаж в Екатеринбурге и Свердловской области стали товары для дома, одежда, мелкая бытовая техника и товары для красоты и здоровья.
Вместе с тем, во время проведения «Чёрной пятницы» жители Екатеринбурга чаще всего покупали смартфоны, бытовую электронику, персональные компьютеры, товары для дома и сада, женскую одежду.
Однако не все продавцы соблюдали условия акции, что не могло остаться не замеченным покупателями. Например, отмечались случаи, когда продавцы повышали цену, а в дни «Чёрной пятницы» возвращали её к обычной цене до повышения стоимости.
В общем, «Чёрная пятница» в российском исполнении – тот ещё аттракцион. Потому зачастую шансов проиграть в нём куда больше, чем выиграть.