Потрясающий фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова.
В течении всего фильма тебя переполняет эмоциями. Когда влюбленные вместе ты радуешься и счастлив вместе с ними, когда война их разлучает ты начинаешь переживать за каждого из них.
Во время фильма вектор рассказ истории меняется между главными героями. Сначала идет рассказ от лица Бориса, а после его ухода на фронт режиссер показывает все дальнейшие события от лица Вероники. И также как и каждый человек воспринимает окружение по своему, также и перевод рассказа от одного персонажа к другому показывает отношение главного героя к тому что его окружает и кто составляет это окружение. В глазах Бориса мы видим, что множество раз появляется отец, его всегда показывают в светлых тонах. Для Бориса отношения с отцом являются очень теплыми и важными, поэтому в эпизоде перед войной он очень часто появляется на экране. Но больше мы видим перемены по брату Бориса Марку. Благодаря блистательной работе Урусевского мы может отчетливо видеть отношение Бориса к Марку и отношение Вероники к нему. Отношения у Бориса с братом очень хорошие и дружественные, поэтому лицо Марка находится на свету и практически ни разу не бывает в темном участке сцены. Чуть позже скажу почему практически.
А вот когда идет повествование от лица Вероники, вырисовывается противоположная картина. Она не любит и даже в какой-то степени бояться Марка. У него навязчивая идея получить Веронику любой ценной из-за того, что страшно влюбился в возлюбленную своего брата. Во всех сценах, где предстает перед нами Марк, его лицо находится в тени или высвечиваются только некоторые элементы лица, как это допустим было в сцене в квартире с роялем и бомбежкой.
Итак, единственный момент где в глазах Бориса было разочарование о Марке. Сцена, где всей семьей сидят за столом и проводят сына на фронт. Борис ждал когда его возлюбленная прийдет и присоединиться к ним, но ее все не было и не было. Когда в дверь позвонили, Борис даже опомниться не успел, как Марк уже вскочил изо стола и в один миг оказался у двери в надежде что за ней стоит Вероника. Хоть и оказалось, что это была не она, но Борису этот момент явно не понравился в поведении Марка и именно в этот момент, когда все сидят за столом и все высвечены светом, во тьме остается только Марк.
Саму войну режиссер в фильме практически не показывает. Его больше интересует как к этому относятся персонажи картины и какие последствия приносит разруха войны. Он показывает какого это провожать своих сыновей и мужей на фронт. Эмоции людей, пустые квартиры, страх и кричащее серее на разрыв от неминуемой судьбы, которая коснулась наших предков. Комок в горле появляется еще с той достаточно безмятежной сцены, где Борис и Вероника завешивают окна плотной тканью. Она влюблена и счастлива, несмотря на то, что война, ей важно что рядом с ней ее любимый человек с которым проходить всякие испытания, даже такие тяжелые как война, будут легче от тепла которое питается их любовью. Она к тому же мечтает на тему свадьбы и длинной фаты невесты. Борис же понимает всю серьезность ситуации и он пытается собраться с силами сказать ей, что уходит на фронт. Но она настолько счастливая, что глядя в ее горящие от любви глаза, он не может поранить ни слова об его уходе на войну. И она узнает лишь тогда, когда появляется Степан и говорит о том, что им обоим с Борисом пришли повестки. В этот момент она будто бы выпадает из этого мира, приходит осознание и страх. И как же больно осознавать, что они даже толком не попрощались, была возможность поцеловаться, но их последнего поцелуя так и не случилось.
Фильм показывает насколько жестокая война, сколько судеб она сломала и сколько унесла за собой жизней. Ты из-за доступного сценарного и визуального языка полностью веришь тому, что происходит на экране. Испытываешь боль и горе вместе с теми, кто или у кого погиб близкий на войне. Видишь не сам фронт и перестрелки двух сторон, а жизнь тыла и жизнь тех, кто находится в нем. Нельзя сказать, что война была только на фронте, она коснулась всех и каждого. Каждый человек, который понимал что это его долг, работал не покладая рук. На заводах строили танки и производили боеприпасы, врачи вообще не спали, к ним свозили автобусами раненых и они боролись за жизнь каждого человека не жалея своих.
Из фильма меня глубоко тронул кадр с фронта, где Борис рискуя своей жизнью вытаскивает с поля боя раненого солдата. Они перед выходом поссорились с ним из-за колкого высказывания в адрес любимой Бориса и даже немного подрались пока их не остановил командир взвода. Но все это было не важно, важно вытащить товарища с простреливаемых позиций дабы сохранить ему жизнь. Они остановились в безопасном месте перевести дух. Но никто не мог предвидеть того, что произошло далее. Бориса смертельно пронзает пуля. Оператор высвечивает его лицо, а в особенности глаза, которые с ужасом и осознанием конца устремляются в небо. Перед ними начинают проноситься события и несущественные надежды и мечты. В следующем кадре он взбегает вверх по лестнице, месту где последний раз они виделись с любимой, он видит их свадьбу которой не суждено сбыться, счастливые лица семьи которую он бесконечно любит и любимую которая навеки останется жить в его сердце.
После просмотра фильма понимаешь, что действительно значат слова «они отдали свои жизни за то, чтобы могли жить мы». Не передать словами ту трагедию, что пережили наши предки. Война оставила непоправимый след не только в истории, но в сердцах всех поколений чьих дедушки и бабушки воевали ради мира без войны и насилия, мира где царило бы спокойное небо над головой с улетающими на юг журавлями.
Этот фильм для меня стал эталоном того, как важно любить и ценить моменты подаренные жизнью, о том что такое поистине быть честным и благородным человеком. Для меня, как человека который выбрал профессию фотографа/оператора, этот фильм является номером один в визуальном языке. До этого я не видел подобной точности в олицетворении эмоций и содержания, как есть в этом фильме. Игра светом и тенями просто завораживает и это является ключевым моментом в осознания и впечатления о фильме. Урусевский однозначно становиться моим любимым оператором, у которого хочешь научится снимать с его приемами и использовать настолько же тонко свет, как использует он. Ранее в моем списке картин с любимой операторской работой были: Остров проклятых (2010), 1917 (2019), Матрица (1999), Отель «Гранд Будапешт» (2014), Начало (2010). Теперь к нему на первое место добавился «Летят журавли» (1957).