Близится период длинных зимних каникул, новогодних праздников, подарков, веселья и прекрасного настроения. За последний пункт в странах постсоветского пространства неизменно отвечают вкусно накрытый стол, салат оливье, шампанское, встречи с друзьями, ароматные мандаринки, светящаяся красавица-ёлка и, конечно, любимый всеми фильм. Без него несколько десятилетий подряд не обходится ни один Новый год. В представлении эта кинолента Эльдара Рязанова, я уверен, не нуждается, и всё-таки… «Ирония судьбы или С лёгким паром!..»
Фильм впервые вышел на экраны 1 января 1976года и сразу покорил сердца миллионов советских зрителей. Прекрасная режиссёрская работа, безупречная игра актёров, душевные глубокие стихи, положенные на замечательную музыку. Всё это не могло не оставить отклика в сердцах советских граждан. Народная любовь оказалась настолько сильна, что фильм стал настоящим гимном Нового года в странах СССР и остаётся им по сей день.
Но, если к работе деятелей кинематографа, причастных к созданию этого киношедевра у меня претензий нет, то их масса к самим героям. Я сейчас ни в коем случае не собираюсь чернить сюжет, он прописан и сыгран очень профессионально. Я буду рассуждать о характерах героев новогодней истории так, если бы они были не вымышленными, а настоящими. Уверен, что прототип Жени Лукашина и Нади Шевелёвой можно было бы отыскать без труда.
Начнём с персонажа, вокруг которого закрутился сюжет. Мужчина 36 лет, о котором, как он сам выразился, никто не будет заботиться лучше, чем мама (хотя старушка уже и сама требует заботы). На самом деле мама и есть женщина его жизни, поскольку инфантилизм Лукашина не позволяет ему брать на себя ответственность самому создать семью. От этого и случались все его побеги в Ленинград, включая случайность, когда его невменяемым запихнули в самолёт.
Что делает наш герой в Ленинграде? Встречает такую же инфантильную личность, как и он сам, Надю. Хорошего педагога, «висящего» на доске почёта, тоже нельзя назвать психологически зрелой. Она подхватывает игру Лукашина, хоть внешне и сопротивляется всему, что происходит. Согласитесь, при первой же возможности (а их было много) она вполне могла бы закрыть за незваным гостем дверь ещё до прихода Ипполита или, по крайней мере до его второго пришествия. Её нельзя назвать непутёвой, как выразился Ипполит. Но, из всего, что мы видим в кадре, ясно, что отношениями с надёжным верным женихом она не дорожит. Вместо этого пускается в сомнительную авантюру за компанию с человеком, который так же быстро забывает о своих обязательствах перед московской невестой.
И это всего лишь вершина айсберга. Копнув глубже, можно обнаружить массу неприятных качеств характера героев. Но, вот какой происходит парадокс. Зритель в них беззаветно влюбляется и симпатизирует им больше, чем, к примеру Ипполиту, который в гораздо большей степени заслуживает этого. Объяснить данный феномен я со своей стороны могу только обёрткой, в которую завёрнуты эти два «подарочка». Лёгкий комедийный жанр, неповторимая новогодняя атмосфера, игра талантливых актёров и обаяние, которое присуще главным действующим лицам. Всё это затуманивает сознание и заставляет видеть в персонажах только светлое и искренне верить в то, что их история любви сложится.
Но, я более, чем уверен: произойди нечто подобное в реальности, у этой пары не было бы ни малейшего шанса. Во-первых, потому, что у двух детей (а психологически эти двое тянули на возраст учеников старшей школы) отношения складываются только с мамой. Оба были привязаны к матерям и искали в партнёре опекуна (Галя и Ипполит – волевые, самостоятельные лидеры).
Во-вторых, на пути Нади и Жени неизбежно возникла бы необходимость кардинально изменить свою жизнь (переезд в другой город, смена работы, новый семейный статус, отрыв от пожилого родителя). Рискну предположить, что ни он, ни она брать на себя столь большую ответственность не решились бы. Кроме того, Надина склонность к жертвенности в созависимых отношениях (10 лет в статусе чьей-то безвольной любовницы) скорее подвигла бы её на страдания от любви, которую погубили сложные обстоятельства, чем на взрослые поступки.
В-третьих, и Жене, и Наде гораздо спокойнее (удобнее) находиться под крылом своих прежних партнёров и в глубине души они это понимают. Поэтому, скорее всего, вдоволь наигравшись в бунтарей, они вернулись к Гале и Ипполиту.
Не хочу, чтобы атмосфера доброго новогоднего праздника была омрачена моим циничным разбором. Я вовсе не ставлю такой цели. Мне лишь хочется, чтобы в реальной жизни, несмотря на всё обаяние симпатичных вам людей, вы смотрели на них с объективностью, как делаю это я, пересматривая фильм, который, как и вы, очень люблю.