Найти тему
Ледяные боги

Космос от Камилы Валиевой и Евгении Медведевой (разные прочтения Exogenesis)

Музыка британского трио "Muse" уникальна и неповторима, глубока и волшебна. Каждый раз это эксперимент, который заставляет ахнуть их поклонников. Музыка-концепция, музыка-философия. И одной из главных композиций "Muse" остается симфония "Экзогенезис", насчитывающая три части.

Так сложилось, что третью часть для своих программ выбрали две российские фигуристки Евгения Медведева и Камила Валиева.

Сразу хочу оговорить, что в этом материале я не хочу анализировать качество и сложность дорожек, вращений, прыжков, недокруты, ребра и так далее - пусть это оценивают судьи. Мне хотелось бы сосредоточиться на единении музыки и фигуриста, увидеть замысел автора и исполнителя. Что до нас, зрителей, хотели донести, помимо спортивной составляющей.

Одухотворенная Евгения Медведева
Одухотворенная Евгения Медведева

Евгения Медведева, которая сейчас восстанавливается и, кроме контрольных прокатов, пока нигде не выступила, катала под Muse свою короткую программу. Третья часть "Экзогенезиса" длится 4 минуты 36 секунд, а на КП отводится всего 2 минуты 50 секунд, понятно, что симфонию порезали, чтобы подогнать под временной регламент ФК. А хореограф был сильно ограничен по времени и числу обязательных элементов: каскад, два одиночных прыжка, три вращения, дорожка шагов.

Начинается программа с того, что спортсменка медленно под музыку осматривает все вокруг себя, открывая для себя новый мир. Затем она двигается по кругу, завершая его спиралью на одной ноге ходом назад.

Начало завораживает, обозначенный Евгенией круг, несет глубокие смыслы, отсылая зрителя к образу цикличности жизни, рождению и смерти, смене времен года, развитию жизни на Земле, этот список можно продолжать бесконечно.

А дальше программа полностью уходит в спортивную составляющую, нужно сделать прыжки, вращения. Одно из них, как мне показалось, выбилось из музыки. На какой-то момент волшебство начала рассеялось, осталось просто музыкальное катание под красивую музыку. Эффекта "вау" не произошло, программа распалась на отдельные элементы, поменяй их местами и ничего не изменится.

Финальная поза с поднятой вверх рукой - еще одна попытка отослать зрителя к глубокому смыслу музыки, но она уже теряется.

Понятно, что на этапе Гран-при в Москве перед Евгенией стояла определенная задача, откатать чисто, она с ней справилась блестяще. Но сама программа не дотягивает до уровня Медведевой, к которому она нас приучила.

Камила Валиева представила под "Экзогенезис" произвольную программу. Конечно, было много споров о том, что Даниил Глейхенгауз украл идею Евгении Медведевой, но сейчас статья не об этом. В конце концов в истории много примеров, когда творческие люди выбирали одну тему, создавали произведения, соревнуясь в своем мастерстве. Как по мне, от появления двух программ под Muse зрители остались только в выигрыше.

Спящая красавица - Камила Валиева
Спящая красавица - Камила Валиева

Давайте вспомним начало программы Камилы. Она стоит, прикрывая глаза руками. Что это? Страх перед многообразием мира или просто сон и последующее пробуждение? По моим ощущениям, скорее всего, второе. И да, фигуристка будто просыпается, разводит руки в стороны, кружится вокруг себя, выбрасывает руку вперед и тут же ее отдергивает. Для меня эти жесты звучат, как: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"

Камила медленно едет назад на одной ноге, будто погружаясь в воспоминания прошлого. А дальше фигуристка отталкивает от себя прошлое, предлагая жить здесь и сейчас, только настоящим.

Смазанный четверной тулуп резко выдергивает зрителя из волшебства, заставляя досадливо морщиться. Но следующий каскад 4Т+2Т, выполненный точно в музыку, говорит: "В этом мире нет ничего невозможного, все в ваших руках, дерзайте!"

Далее Камила катается как по нотам, прыжок-акцент, взмах - удар по клавише. Она сама из воздуха создает эту музыку. Кульминацией становится пение вокалистов Muse.

Let's start over again (Давай снова начнем все сначала) - в финале строчки, на слове again, Камила прыгает каскад, еще одна строка: Just let us start it over again (Почему мы не можем снова начать все сначала?) - каскад с ойлером. Фигуристка будто убеждает зрителей, что она снова и снова будет порхать, завораживая своим катанием.

Музыка стихает под последние аккорды Валиева делает финальное вращение с вертикальным шпагатом и снова засыпает.

Вот такие разные получились программы. А какие смыслы вы для себя видите в этих выступлениях? Делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Ставьте лайки, оставляйте комментарии и отзывы. Если материал понравился, подписывайтесь на наш канал, вместе интереснее)))