Российский кинематограф редко балует любителей фантастики хорошими фильмами. Наши сценаристы и режиссеры в большинстве своем застряли в постсоветском периоде и пытаются показать, что у нас тоже могут снимать кино. Однако в основном из попыток кому-то что-то доказать получается или унылое подражание чему-то безнадежно устаревшему, или чересчур напичканный спецэффектами, но лишенный смысла (часто даже здравого) кислотно-яркий киновыкидыш.
Естественно, нужно оговориться, как и в начале любой подобной подборки, что мнение, высказанное здесь, сугубо субъективно и не претендует на абсолютную истину.
Ночной дозор (2004 г.)
Фильм снят по одноименному произведению Сергея Лукьяненко и имеет с ним довольно мало общего, кроме имен главных героев и общих ситуаций. Поэтому при просмотре стоит отделять картину от книги. В противном случае фильм кажется откровенно плохим. Но если абстрагироваться от Лукьяненко и рассматривать «Ночной дозор» как отдельное произведение, можно с уверенностью сказать: Тимур Бекмамбетов умеет снимать фантастику.
Сюжет картины строится на существовании Иных — магов, колдунов, оборотней и прочих мифологических персонажей, стоящих на службе тьмы и света. В центре повествования Антон Городецкий — Иной, оставивший обычный мир не так давно и еще не накопивший гору цинизма и отчуждения от всего человеческого, а поэтому уязвимый, подавленный и слегка виноватый перед людьми. Он оказывается втянутым в сложную многоходовку руководителей тьмы и света, борющихся за Великого Иного — 12-летнего мальчика Егора.
Мы из будущего (2008 г.)
В отличие от модного в XXI веке сурового реализма, фильм о войне обошелся без натуралистического изображения внутренностей и оторванных конечностей. Да и посыл у него правильный, в духе извечного вопроса «что такое хорошо». Это картина об извечных ценностях: любви, дружбе, патриотизме.Заставляет задуматься и сделать правильный выбор. А для тех, кто не понял, какой выбор правильный, — он специально выделен концовкой.
В центре сюжета четверо молодых парней, зарабатывающих на жизнь черным копательством. На одном поиске случайно данное обещание забрасывает «археологов» в самое пекло Великой отечественной войны, где парням придется многое понять и переосмыслить.
Хардкор (2016 г.)
Фильм интересен уже тем, что полностью снят от первого лица. А это не сможет оставить равнодушным любителей шутеров, тем более что сюжет соответствующий. Съемка в таком необычном ракурсе вдохновлена клипом российской инди-рок группы «Biting Elbows», который сделал Илья Найшуллер. После выхода видео на YouTube, с молодым режиссером связался Тимур Бекмамбетов и предложил снять полнометражное кино в той же стилистике. К производстве картины задействованы российские и голливудские актеры, а на экране творится форменное безумие в хорошем смысле этого слова — название фильма обязывает.
Главный герой Генри просыпается в некой футуристической лаборатории и обнаруживает, что он боевой киборг. А разбудила мужчину его жена Эстель, которая сделала это наперекор владельцу лаборатории по имени Акан. Тот владеет даром телекинеза, а еще хочет сколотить армию киборгов и захватить мир. Тут появляется и сам злодей и похищает Эстель, а Генри бросается на выручку.
Гадкие лебеди (2006 г.)
Одна из немногих (если не единственная) удачных попыток экранизировать братьев Стругацких. В отличие от «Ночного дозора», этот фильм сложно воспринимать в отрыве от книги — слишко много непонятного останется для неискушенного зрителя в этой меланхоличной и слегка скучной на первый взгляд философско-фантастической драме. Тут нет экшена и привычного антуража, да и поднимаются не свойственные Si-Fi вопросы. Скорее это фильм о классической проблеме отцов и детей. А также об эволюции homo sapiens в новый, чуждый вид со своей моралью, так характерный для поздней фантастики Стругацких.
В городе, где живет писатель Виктор Банев, идет вечный дождь. Аномалию расследует куча комиссий из самых разных ведомств и никто не замечает, что воспитанием одаренных детей вплотную занялись загадочные «мокрецы». То ли мутанты, то ли инопланетяне, они прививают подопечным странные знания, чуждые человеческой морали. Главный герой начинает собственное расследование, поскольку в интернате для вундеркиндов находится его дочь.
Притяжение (2017 г.)
Наверное, самый противоречивый фильм, собравший поровну плохих и хороших отзывов. Чтобы составить собственное мнение, нужно обязательно смотреть. Только стоит запомнить, что в этом фильме нет положительных героев, но и резко отрицательных тоже нет. Здесь показана толпа как она есть, а мотивация персонажей примитивно, но понятна. После просмотра фильма вспоминается название одного из рассказов Стругацких — «Бедные злые люди».
В Москве в результате незапланированной поломки во время метеоритного дождя обнаруживается корабль пришельцев. Военные сбивают его, после чего звездолет падает на Чертаново. Разрушены дома, есть человеческие жертвы. Разъяренная толпа местного пролетариата, армейские спецподразделения и главные герои — девушка школьница и ее парень — отправляются вступать контакт с инопланетным разумом.
Суперменеджер или Мотыга судьбы (2011 г.)
Фильм-фарс, фильм-гротеск, которыми так славился Иван Охлобыстин до всяких там «Интернов». Картина про ролевиков и для ролевиков. Остальные зрители, как правило, недоумевают или ругаются на глупость и бредовость сюжета. Однако для тех, кто в теме культуры реконструкции и прочего толкиенизма, фильм хорош. Это про то, как хорошо иметь хобби, быть увлеченным чем-то и даже в солидном возрасте уметь оставаться ребенком. А еще про дружбу, братство и взаимовыручку.
Жили-были два брата: один — серьезный и приземленный топ-менеджер Егор, а второй — чудаковатый и замороченный ролевик Никита. И вот в одночасье Егор теряет все: работу, девушку, карьеру, после чего решает просить помощи у младшего брата. А у Никиты тоже не все гладко — у главного гнома Торина пропала мотыга Судьбы.
Он — дракон (2015 г.)
И снова добротный фэнтезийный фильм, и снова в титрах имя Бекмамбетова. Снятая по роману Марины и Сергея Дяченко картина получилась красивой и романтичной. Прекрасно подойдет для «парного» просмотра. Фильм о любви, которой не только все возрасты покорны, но и даже разные, абсолютно чуждые друг другу виды.
Княжна Мирослава собирается замуж за Игоря, внука знаменитого драконоборца. На свадебном пиру дружина запевает ритуальную песню, которой призывали дракона для ритуала жертвоприношения, ныне трансформировавшегося в свадебный обряд. А дракон взял, прилетел и невесту с собой утащил. Как дальше сложится судьба княжны, останется она в живых и вернется ли под венец — никто не знает.