Приветствую вас на канале Знание.
В этой статье я хочу написать о современной системе образования. Хочу это подчеркнуть - именно о системе, а не о учителях. У меня в школе были очень хорошие учителя, я их люблю и желаю им всего самого лучшего.
Итак, система образования, как и любая система, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам современной школы можно отнести фундаментальность, научность преподаваемых знаний, а также то, что она даёт объективное представление о мире, создаёт у учеников широкий кругозор. Ученики в младших классах (с 1 по 8 - 9) могут познакомиться со всеми областями человеческих знаний, выбрать ту сферу деятельности, которая им ближе, интереснее.
Вообще, успеха в обучении может добиться только тот, кто знает что хочет от этого обучения, так как эффективность можно определить только по достижению или не достижению поставленных целей. Такой человек добьётся успеха и в условиях школьного и в условиях индивидуального обучения. Тот человек, который не знает чего хочет никогда не добьётся успеха, так как сам не знает к чему стремиться. Как правило, дети в начальных классах ещё не ставят перед собой каких-то целей в обучении. Но, предполагается что эти цели уже должны быть у них к 8 - 9 классу. Предполагается, что ученик до 8 - 9 класса получает общие, базовые знания о мире, необходимые любому человеку. Например, почему Солнце светит, трава зелёная? Почему нельзя совать пальцы в розетку, есть немытые овощи? Как устроено государство и общество в котором мы живём?
После 9 класса, по задумке, школьник определяется с выбором профессии и изучает предметы, необходимые для успеха в выбранной сфере деятельности. До этого времени цели в обучении формирует государство, школа, общество. Судить об эффективности школы можно по достижению целей, которые ставятся самими учениками, а также самой школой, государством и обществом. Эти цели, чаще всего, весьма расплывчаты, противоречивы, поэтому судить об эффективности школы затруднительно.
Одной из задач школы, в первую очередь, является помощь в формировании целей в обучении у самих учеников. Об этом записано в соответствующих документах. Предположим, какой-то ученик поставил перед собой цель стать юристом. Тогда, в 10 - 11 классах школы, ему будут нужны история, обществознание, экономика, русский язык. И совершенно не нужны биология, химия, труды. Но, в условиях школы совсем не изучать эти предметы не получится. Они есть в программе. Таким образом, для ученика, имеющего конкретную цель, большое количество разных предметов в 10 - 11 классах будет создавать информационный шум, заставляя распылять ресурсы на ненужные предметы и мешать достижению цели.
Знания в 10 - 11 классах уже не базовые, а специальные, необходимые для работы в соответствующей сфере. Их не получится применить в повседневной жизни. Поэтому, половина, если не больше, знаний, полученных в это время не пригождается и забывается вскоре после выпуска. Эта проблема частично снимается в современной школе введением профильных классов, где в каждом профильном классе больше профильных и меньше непрофильных предметов, а также введением выборочной сдачи ЕГЭ вместо экзаменов по всем предметам.