Самый популярный новогодний персонаж в России – солидный и обаятельный Дед Мороз. Кажется, он всегда принимал участие в торжествах, посвященных наступлению нового года. Так ли это на самом деле? И что мы знаем о биографии главы новогодних торжеств?
Потомок Велеса
Румяный седовласый весельчак отнюдь не всегда был таким, каким его знают российские ребятишки. В далекой древности функции современного Деда Мороза исполнял могущественный Велес – один из великих славянских богов.
Именно он однажды сделал мир вечно движущимся кругом, где день сменяется ночью, а та – новым днем, после лета наступает зима, а за ней – новое лето. Велес покровительствовал мудрым волхвам, заботился о зверье лесном и домашнем, с наступлением холодов следил, чтобы все живое погрузилось в сон до наступления весны.
А в дни Велесовых святок (как ни удивительно, но праздновали их именно тогда, когда христиане отмечают Рождество и Святки, то есть с 25 декабря по 19 января) с его именем на устах волхвы обходили дома славянских общин.
Дети в каждой семье должны были рассказать им, какие уменья приобрели за истекший год, а уж волхвы судили, велико ли было их усердие, и чего они заслуживают – подарка или наказания за леность и непослушание.
Предание гласит, что самых злостных неслухов посланники «скотьего бога» (как еще называли Велеса) вполне могли заморозить насмерть.
Со временем Велес превратился в народном сознании в зимнего духа Мороза, не такого грозного, но все же весьма сурового хозяина снегов и вьюг: он укладывал леса спать под снежным одеялом, мостил санные пути, сковывал льдом реки, лишь махнув рукой, пускал по свету метели и вьюги.
А стоило ему ударить о землю посохом, как в окрестных деревнях трескались бревна даже в самых крепких домах. При встрече с людьми Мороз подвергал их испытаниям, проверял, чтят ли они хозяина зимы, стойко ли переносят трудности, и затем вознаграждал по достоинству (как в общеизвестной сказке «Морозко»).
Тот, кто сумел угодить зимнему духу, получал богатство и достойную пару для создания крепкой семьи, а грубияны и ленивцы рисковали серьезно пострадать от гнева ледяного владыки.
Сказки и былины сохранили до наших дней описание облика Мороза. Его описывают как статного старика с серебряными кудрями и густой окладистой бородой, облаченного в красную шубу и шапку того же цвета, отороченные лебяжьим пухом.
Хозяин зимы, рассказывают, никогда не расстается с ледяным посохом, увенчанным лунницей с бубенчиками (обрядовое украшение в виде полумесяца) либо бычьей серебряной головой (символ Велеса).
Явившись перед простым смертным, этот строгий пожилой господин в зависимости от ситуации внушал почтение или нагонял ужас, и уж точно запоминался на всю жизнь.
Мороз Иванович, гражданин Страны Советов
Проходили столетия, и образ Мороза продолжал меняться вместе с ними. Предания древних славян соединялись с литературными образами, и портрет ныне хорошо нам знакомого персонажа постепенно обретал новые черты.
Одним из первых писателей, рассказавших миру о ледяном господине, был Владимир Одоевский. В сказке «Мороз Иванович» он создал традиционный образ хозяина зимы, награждающего за трудолюбие и доброту и наказывающего за леность и грубость.
Повелитель снегов и вьюг сделался также одним из главных героев поэмы Некрасова «Мороз – Красный нос» и пьесы Островского «Снегурочка».
К рубежу XIX и XXстолетий относятся первые попытки ввести старика в шубе и с посохом в сценарий празднования Рождества, но он приживался со скрипом, и до современной популярности этому предшественнику современного Деда Мороза было довольно далеко.
Революция 1917 года вообще прекратила существование одного из рождественских персонажей в ходе полного уничтожения классово чуждых пролетариату «буржуйских» праздников. И почти два десятилетия никто не слышал о румяном старике в красной шубе.
Только в конце 1936 года правительство СССР приняло решение о создании новогоднего торжества для советской детворы. В декабре того же года в Колонный зал московского Дома Союзов впервые торжественно вошел новый Дед Мороз – добрый дедушка с огромным мешком на плече в сопровождении своей внучки Снегурочки.
С тех пор он исправно принимает участие в сказках о разоблачении злых сил (представленных обычно бабой Ягой, Лешим и тому подобными отрицательными героями), а одержав над ними победу, дарит ребятишкам праздничные подарки.
Семейная жизнь в сказочном тереме
Получив новый образ, советский Дед Мороз заодно с ним приобрел и биографию – семейную и трудовую. Всем известна его внучка, но мало кто знает остальных его родственников. Кто же они?
Оказывается, зимний волшебник счастливо женат на Матушке Зиме, которая ведет его хозяйство, помогает мужу засыпать снегами и завьюживать метелями землю, мастерит волшебные подарки для мальчиков и девочек.
Больше того, у супругов есть целых три дочери: Стужа, Вьюга и Метелица. Две старшие девицы отличаются капризным и легкомысленным нравом, зато младшая – Метелица – умна и добра.
Может быть, как раз поэтому она единственная из сестер нашла себе суженого по сердцу. Она встретила и полюбила лихого и веселого Бурана, молодец ответил ей взаимностью, и в результате на свет появилась хорошо нам знакомая Снегурочка.
Характером малышка удалась в мать, поэтому дедушка часто берет ее с собой на новогодние праздники, где она развлекает ребят песенками, конкурсами и танцами.
Интересно, что с 50-х по 80-е годы прошедшего столетия Дед Мороз всюду возил с собой еще и мальчишку по имени Новый год.
Одет ребенок был в такую же, как у деда, красную шубу и шапку с цифрой наступающего года. Однако к началу перестройки мальчик перестал появляться на новогодних торжествах и праздничных открытках.
Приблизительно в это же время Дед Мороз обзавелся первой собственной резиденцией, которая находилась в Архангельске. Затем зимний волшебник переехал на Кольский полуостров, поскольку его исконными владениями была объявлена «сказочная Лапландия».
И лишь в 1998 году по предложению тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова Дед Мороз окончательно обосновался в Вологодской области, неподалеку от Великого Устюга.
Последний переезд дедушки и новая усадьба обошлись государственному бюджету в солидную сумму: 50 миллионов долларов. Однако популярность «Дома Деда Мороза» среди россиян и зарубежных туристов столь велика, что все эти деньги определенно были потрачены не напрасно.
Только за 3 первых года существования усадьбы в Великом Устюге поток гостей, желающих взглянуть на резиденцию зимнего волшебника, увеличился в 16 раз (с 2 до 32 тысяч туристов).
В наши дни усадьба Деда Мороза состоит не только из его дома, но также из собственного терема Снегурочки, тропы сказок (где гостей ждут сказочные герои и разнообразные конкурсы) и почтового отделения.
Ближе к началу декабря почта начинает работать с поистине чудесной активностью (за два десятилетия ее существования Дед Мороз получил от детей больше миллиона писем и подарков).
Советское происхождение не сделало волшебного дедушку аскетом: в его огромной гардеробной можно увидеть десятки кафтанов, шуб, шапок, сапог и посохов на все случаи жизни. В конюшне стоят не только лошади, которых Деду Морозу положено запрягать в свою тройку, но еще и олени (в их числе любимец волшебника – северный олень Лешка).
Чтобы у деда были помощники, в 2011 году в Мурманске в новом доме поселился еще и лапландский собрат российского Деда Мороза, а в карельском Олонце – юный морозец Паккайне.
Екатерина Кравцова